4.2.1. До начала грузовых операций лицу, ответственному за операции на танкере, совместно с лицом, ответственным за операции на берегу или танкере, принимающем участие в операции, необходимо составить и согласовать план операций, в котором должно быть отражено следующее:
1) проведение сверки судовых и береговых часов;
2) последовательность грузовых операций;
3) время, затрачиваемое на закрытие береговой задвижки, и количество груза, поступающее на судно за время ее закрытия;
4) длина и диаметр трубопровода от нефтебазы до судна;
5) интенсивность погрузки или выгрузки (начальная, максимальная, при переходе с одного трубопровода на другой или с одного танка на другой, при окончательном заполнении танков);
6) количество и тип насосов, работающих на погрузку судна;
7) максимальное давление в грузовой магистрали, при котором допустимо осуществлять грузовые операции с нефтью;
8) судовой трубопровод для каждого сорта груза;
9) наличие связи между персоналом танкера и причала (другого судна) и порядок передачи команды с судна на берег и наоборот;
10) время, потребное для пуска, остановки или изменения интенсивности грузовых операций;
11) необходимость сообщения судну о всех моментах включения и выключения береговых насосов и перехода с одной береговой емкости на другую;
12) порядок выполнения чрезвычайных действий при разливах нефти;
13) лица, ответственные за проведение грузовых операций от танкера и берега или другого танкера, и местонахождение их во время грузовых операций.
4.2.2. Следует помнить, что четкое взаимодействие берегового и судового персонала в процессе грузовых операций - одна из наиболее эффективных мер против разливов нефти.
4.2.3. При подготовке танкера к грузовым операциям необходимо:
1) закрыть водонепроницаемыми пробками или заглушками все шпигаты на грузовой палубе, через которые в море может попасть нефть (скапливающаяся на палубе во время дождя вода должна периодически спускаться, после чего шпигаты должны снова закрываться);
2) подготовить впитывающие материалы (опилки, древесную стружку, цемент, ветошь), совки и ведра на случай сбора пролитой на палубу нефти;
3) заглушить не используемые при грузовых операциях патрубки палубного грузового и зачистного трубопроводов;
4) установить (при отсутствии стационарных) поддоны под патрубки палубного грузового и зачистного трубопроводов, к которым будут присоединяться береговые шланги;
5) проверить готовность к грузовым операциям грузового и зачистного трубопроводов, газоотводной системы танкера, системы дистанционного управления клапанами и устройствами замера уровня груза в танках, правильность открытия и закрытия запорной арматуры в грузовом насосном отделении, на палубе и в грузовых танках. Не используемые в грузовых операциях участки грузового и зачистного трубопроводов должны быть отсечены запорной арматурой. На маховиках этой арматуры должны быть вывешены предупредительные таблички "Не открывать";
6) обжать и опломбировать кингстоны, забортную арматуру и секущие клинкеты между грузовым трубопроводом и кингстонной магистралью в грузовом насосном отделении. При наличии между сдвоенными секущими клинкетами, отделяющими груз нефти от моря, контрольного устройства, показывающего плотность закрытия клинкетов, оно должно быть приведено в рабочее состояние. Об опломбировании запорной арматуры грузового насосного отделения должна быть произведена запись в судовом журнале;
7) привести в рабочее состояние контрольное устройство, показывающее плотность закрытия клинкетов (при его наличии между сдвоенными секущими клинкетами, отделяющими нефть от моря);
8) зафиксировать в судовом журнале факт опломбирования запорной арматуры грузового насосного отделения;
9) обеспечить достаточное для наблюдения за грузовыми операциями освещение рабочей зоны на своем танкере, а также на другом ошвартованном судне, если оно принимает непосредственное участие в грузовых операциях, но не имеет собственного источника освещения;
10) привести в рабочее состояние и проверить в работе средства связи между танкером и причалом (нефтебазой, другим судном), осуществляющими прием или налив груза нефти, после чего держать их в постоянной готовности для приема и передачи информации в любой момент всего периода грузовых операций. Любые сигналы, принятые для грузовых операций, должны быть одинаково понятны судовому и береговому персоналу и тщательно усвоены им до начала операции;
11) подготовить и установить необходимые для проведения операции шланги в соответствии с указаниями п.1.6, если грузовые операции будут производиться судовыми шлангами;
12) о моменте окончания подготовки танкера к грузовым операциям сообщить лицу, ответственному за нефтеперевалочные операции на берегу (другом судне), и внести об этом запись в судовой журнал.