Временный регламент организации и оказания консультативной медицинской помощи с применением телемедицинских технологий гражданам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также с признаками или подтвержденным диагнозом внебольничной пневмонии, острой респираторной вирусной инфекцией, гриппа, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (на дому)
(с изменениями на 4 февраля 2022 года)
1. Настоящий Временный регламент определяет правила применения телемедицинских технологий при организации и оказании медицинской помощи гражданам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, состояние которых позволяет наблюдаться на дому, а также гражданам с признаками или подтвержденным диагнозом внебольничных пневмоний, острыми респираторными вирусными инфекциями, гриппа (далее - пациенты).
2. В целях организации медицинской помощи с применением телемедицинских технологий руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений:
2.1. Обеспечивают оперативное оказание консультативной медицинской помощи пациентам с применением телемедицинских технологий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья с учетом требований, установленных настоящим Временным регламентом.
________________
Часть 1 статьи 36.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2011, N 48, ст.6724; 2018, N 53, ст.8415) (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
2.2. Определяют медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь дистанционным способом, в том числе с применением телемедицинских технологий, а также обеспечивают создание структурных подразделений медицинских организаций - дистанционный консультативный центр по вопросам новой коронавирусной инфекции (далее - ДКЦ) или создание единого консультационного центра субъекта Российской Федерации, с целью осуществления дистанционного взаимодействия с пациентами с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, состояние которых позволяет наблюдаться на дому, а также пациентами с признаками или подтвержденным диагнозом острой респираторной вирусной инфекции, гриппа (далее - единый консультационный центр) с целью осуществления дистанционного взаимодействия медицинских работников с пациентами в ходе наблюдения и лечения.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 февраля 2022 года приказом Минздрава России от 4 февраля 2022 года N 57н. - См. предыдущую редакцию)
2.3. Обеспечивают готовность медицинских организаций к дистанционному взаимодействию медицинских работников с пациентами, в том числе необходимое помещение, средства связи и оборудование для проведения консультаций (консилиумов врачей), а также обучение медицинских и иных работников в части применения телемедицинских технологий.
2.4. Осуществляют сбор, обработку и анализ полученных статистических данных об оказании консультативной медицинской помощи пациентам с применением телемедицинских технологий.
2.5. Обеспечивают формирование реестров счетов на медицинские услуги, оказанные с применением телемедицинских технологий.
2.6. Обеспечивают при наличии технической возможности применение современных информационных технологий и информационных систем в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе применение технологии искусственного интеллекта (включая диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19, основанную на анализе изображений, обработку естественного языка и распознавание речи, интеллектуальную поддержку принятия решений) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 41, ст.5700).
(Подпункт дополнительно включен с 26 декабря 2020 года приказом Минздрава России от 4 декабря 2020 года N 1288н)
2.7. Организуют допуск к оказанию консультативной медицинской помощи, обеспечивающей дистанционное взаимодействие медицинских работников с пациентами, в том числе:
лиц с высшим медицинским образованием, лиц, освоивших образовательную программу высшего медицинского образования в объеме трех курсов и более по специальностям одной из укрупненных групп специальностей "Клиническая медицина", "Наука о здоровье и профилактическая медицина" (по специальности "Сестринское дело" в объеме двух курсов и более), без сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала, предусмотренного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 419н "Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2016 г., регистрационный N 42977), а также лиц, обучающихся на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по одной из специальностей укрупненных групп специальностей "Клиническая медицина", после прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов) с трудоустройством на должность медицинского регистратора и осуществлением медицинской деятельности под контролем медицинского работника со средним профессиональным образованием, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста.
(Подпункт дополнительно включен с 6 февраля 2022 года приказом Минздрава России от 4 февраля 2022 года N 57н)
3. Медицинские организации оказывают медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ), а также единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - Единая система), государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинской организации, иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг (далее - иные информационные системы).
4. Дистанционное взаимодействие медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями при организации и оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий осуществляется в целях:
4.1. Сбора и анализа жалоб пациента, данных анамнеза при первичном обращении в ДКЦ или единый консультационный центр.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 февраля 2022 года приказом Минздрава России от 4 февраля 2022 года N 57н. - См. предыдущую редакцию)
4.2. Оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий.
4.3. Принятия решения о необходимости проведения очного приема врача (осмотра, консультации).
4.4. Дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента и оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий.
4.5. Назначения лечения и коррекции ранее назначенного лечения. Оформления рецептов на лекарственные препараты, в том числе в форме электронного документа, а в случае применения дистанционных технологий - назначения лекарственных препаратов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 февраля 2022 года приказом Минздрава России от 4 февраля 2022 года N 57н. - См. предыдущую редакцию)
4.6. Назначения необходимых обследований, выдачи справки (медицинского заключения) в форме электронного документа с последующим направлением пациенту медицинских документов посредством ЕПГУ.