Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490

2. Характеристика текущего состояния в сфере содействия занятости населения Санкт-Петербурга с указанием основных проблем


Сферой реализации государственной программы является сфера труда и занятости населения Санкт-Петербурга, охватывающая полный спектр направлений развития рынка труда и процессов управления трудовыми ресурсами.

Координацию реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения Санкт-Петербурга осуществляет КТЗН.

КТЗН является регулятором и крупнейшим в регионе посредником на рынке труда, обеспечивая оказание государственных услуг в области содействия занятости населения Санкт-Петербурга гражданам и работодателям.

КТЗН регулярно осуществляет мониторинг сферы труда и занятости населения Санкт-Петербурга, результаты которого показывают, что функционирование рынка труда Санкт-Петербурга характеризуется как стабильное и устойчивое с низким уровнем безработицы и одним из самых высоких в Российской Федерации уровнем занятости населения (таблица 1).

В 2016 году в экономике Санкт-Петербурга были заняты 2970,5 тыс. человек, что составило 73,5 процента от численности населения в возрасте от 15 до 72 лет (в 2017 году - 2990,5 тыс. человек, 73,8 процента; в 2018 - 3010,0 тыс. человек и 73,7 процента соответственно).

В сложных условиях макроэкономической нестабильности экономика Санкт-Петербурга демонстрирует устойчивую положительную динамику показателей социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Динамика большинства показателей производства товаров и услуг в Санкт-Петербурге была положительной по сравнению с 2016 годом: индекс промышленного производства составил в 2017 году - 105,7 процента, в 2018 году - 105,0 процента (в 2016 году указанный показатель составлял 103,9 процента относительно предыдущего года); оборот розничной торговли в 2017 году составил 103,4 процента к предыдущему году, в 2018 году - 103,4 процента (в 2016 году - 100,1 процента к уровню 2015 года), оборот оптовой торговли составил в 2017 году 106,6 процента к предыдущему году, в 2018 году - 105,1 процента (в 2016 году он составлял 131,5 процента относительно 2015 года).

Ряд показателей социального развития указывает на то, что уровень жизни населения повышается: индекс потребительских цен в 2016 году составлял 105,2 процента, в 2017 году - 103,7 процента, в 2018 году увеличился до 103,9 процентов относительно предыдущего года. Реальная заработная плата в 2016 году составила 103,0 процента к предыдущему году; в 2017 году - 105,8 процента; в 2018 году - 109,1 процента. При этом в 2018 году реальные денежные доходы показали рост: в 2016 году они составили 97,2 процента относительно предыдущего года, в 2017 году - 96,9 процента, в 2018 году - 100,4 процента.

Стабильное функционирование рынка труда Санкт-Петербурга в 2017-2018 годах способствовало снижению социальной напряженности. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) в Санкт-Петербурге один из самых низких среди регионов Российской Федерации, в 2017-2018 годах находился в пределах 1,4-1,8 процента (Северо-Западный федеральный округ - 4,4-3,7 процента, Российская Федерация 5,6-4,6 процента). Ситуация на рынке труда Санкт-Петербурга отличается стабильно низким уровнем безработицы по сравнению с европейскими городами (по данным Статистической службы Европейского союза, уровень безработицы в 2017 году: Лондон - 5,3%, Амстердам - 4,5%, Париж - 8,7%, Берлин - 7,0%, Вена - 10,4%, Мадрид - 13,4%).

В 2017-2018 годах в экономике Санкт-Петербурга продолжился рост численности занятых, уровень занятости достиг в 2017 году исторического максимума - 73,8 процента. Высокий уровень занятости обеспечивался за счет гибких форм занятости, дополнительно введенных рабочих мест и увеличения занятости на производственных единицах, функционирующих без образования юридического лица. В 2017-2018 годах было создано 67060 рабочих мест.

В Санкт-Петербурге отмечалось повышение миграционного прироста вплоть до 2017 года. В 2016 году миграционный прирост в Санкт-Петербурге составил 44,7 тыс. человек, в 2017 году - 64,5 тыс. человек, в 2018 году - 27,8 тыс. человек.

Существенных изменений в структуре занятости в 2017-2018 годах не произошло. В 2018 году по сравнению с 2017 годом наблюдалось увеличение занятых административной деятельностью и сопутствующими дополнительными услугами; государственным управлением и обеспечением военной безопасности, социальным обеспечением; транспортировкой и хранением (таблица 2).

Напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах Службы занятости населения (далее - Служба занятости), в расчете на одну вакансию) в конце декабря 2018 года составила 0,53 человека на вакансию (в конце декабря 2017 года - 0,62 человека на вакансию).

Уровень регистрируемой безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения в среднем за 2017 год) на конец декабря 2018 года составил 0,40 процента (на конец декабря 2017 года этот показатель составлял 0,39 процента).

Несмотря на стабильное развитие, основной проблемой рынка труда Санкт-Петербурга остается дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, который становится серьезным препятствием для развития экономики Санкт-Петербурга, приводит к потерям государственного бюджета и недоиспользованию накопленного человеческого капитала. Дефицит кадров со средним профессиональным образованием вынуждает работодателей привлекать трудовых мигрантов и работников, квалификации которых не соответствуют требованиям занимаемых рабочих мест и должностей. Переизбыток кадров с высшим образованием по отдельным специальностям, во-первых, повышает конкуренцию среди работников и снижает потенциальную стоимость их труда и потенциальные доходы государственного бюджета от налогов и взносов, во-вторых, снижает шансы на трудоустройство по полученной специальности и возможность человека реализовать свои образовательные и профессиональные навыки. Низкие шансы трудоустройства или нежелание работать по специальности стимулируют неформальную занятость.