Таблица 10
Численность | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | |||
поступивших | высшее образо- | среднее професси- | высшее образо- | среднее професси- | высшее образо- | среднее професси- |
Всего, | 86230 | 39317 | 88596 | 39223 | 91803 | 39223 |
в том числе поступивших по инженерно- | 36047 | 20863 | 37942 | 19916 | 39908 | 18232 |
________________
* По данным, представленным на основании форм статистического наблюдения ВПО-1 "Сведения об образовательном учреждении, реализующем программы высшего профессионального образования", СПО-1 "Сведения об образовательном учреждении, реализующем программы среднего профессионального образования".
В целях сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи в Санкт-Петербурге разработана Концепция развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга (далее - Концепция).
Концепция является основополагающим документом по развитию системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи обеспечивающей оптимальное использование образовательно-производственных и других профориентационно-значимых ресурсов региона на основе механизмов государственной (региональной) координации межведомственного взаимодействия, государственно-частного партнерства и сетевого взаимодействия. Одним из инструментов реализации Концепции является подпрограмма 2.
Мероприятия подпрограммы 2, направленные на формирование осознанного выбора профессии и рода деятельности, популяризацию профессий, востребованных на рынке труда, информирование населения о возможностях получения профильного образования, будут способствовать снижению дисбаланса на рынке труда, позволят исключить дефицит и профицит в работниках определенных профессий (специальностей) в Санкт-Петербурге.
Реализация мероприятий подпрограммы 2 будет способствовать снижению показателя, характеризующего долю выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, зарегистрированных в качестве безработных в Службе занятости, который в 2018 году составил 0,7 процента, а также увеличению доли граждан, трудоустроенных по рабочим профессиям и инженерно-техническим специальностям, из числа трудоустроенных граждан, обратившихся в Службу занятости, которая в 2018 году составила 65,7 процента.
Актуальность подпрограммы 2 обусловлена следующими проблемами:
отсутствие целостной системы планомерной психолого-профориентационной работы, основанной на идее саморазвития и сопровождения профессиональной карьеры личности;
дисбаланс спроса и предложения на рынке труда;
постоянный дефицит квалифицированных специалистов в определенных сферах деятельности;
дисбаланс объема и структуры направлений подготовки обучающихся в образовательных организациях и потребностей рынка труда;
необходимость профессионального самоопределения школьников перед выбором предметов единого государственного экзамена для дальнейшего поступления в образовательные организации.
Аналогичные проблемы актуальны для большинства регионов Российской Федерации. Необходимость комплексного подхода к процессу профориентационного сопровождения выбора профессии и рода деятельности, построению профессиональной карьеры рассматривается в Правительстве Российской Федерации. В целях обеспечения согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций и объединений, представляющих интересы молодежи, в области профориентации и трудоустройства молодежи совместным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.08.2013 N 390/985 создан межведомственный координационный совет по профессиональной ориентации молодежи, основными задачами которого, в соответствии с Положением о межведомственном координационном совете по профессиональной ориентации молодежи, утвержденным указанным приказом, являются:
подготовка предложений по обеспечению эффективного профессионального самоопределения молодежи в целях достижения баланса личностных потребностей и требований рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах;
развитие системы профессиональной ориентации, в том числе профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, востребованным на рынке труда;
подготовка предложений по развитию занятости молодежи, в том числе в сфере предпринимательства.
На решение этих вопросов в Санкт-Петербурге и нацелена подпрограмма 2.
Мероприятия задачи 1 "Формирование у детей и молодежи навыков профессионального самоопределения" подпрограммы 2 обеспечат межведомственное взаимодействие всех участвующих в ее реализации исполнителей, позволят увеличить долю лиц, поступивших в организации, осуществляющие профессиональную образовательную деятельность по рабочим профессиям и инженерно-техническим специальностям, а также сформируют информационное пространство профессиональной ориентации, представления о профессиональной деятельности путем создания и внедрения информационно-программного комплекса в сети "Интернет".
Мероприятия задачи 2 "Содействия профессиональному становлению молодежи в целях привлечения и закрепления специалистов на промышленных предприятиях Санкт-Петербурга" позволят увеличить численность выпускников и молодых специалистов в промышленном секторе экономики, а также уменьшить долю выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, зарегистрированных в качестве безработных в Службе занятости.
Мероприятия задачи 3 "Формирование единой информационной системы профессиональной ориентации и сопровождения профессиональной карьеры населения Санкт-Петербурга" подпрограммы 2 обеспечат увеличение доли граждан, трудоустроенных по рабочим профессиям и инженерно-техническим специальностям, из числа трудоустроенных граждан, обратившихся в Службу занятости.
В рамках подпрограммы в 2019 году создан интернет-портал "Студентор" (далее - Портал) для on-line взаимодействия студентов, выпускников образовательных организаций и работодателей Санкт-Петербурга.
Основной задачей Портала является создание единого информационного пространства для организации взаимодействия между обучающимися, работодателями и образовательными организациями Санкт-Петербурга с возможностями интерактивного обмена информацией:
Портал - это первый шаг к использованию систем искусственного интеллекта в карьерном управлении, целевом поиске кадров и трудоустройстве. Портал призван обеспечивать эффективный поиск, формируя для каждой вакансии рейтинг подходящих специалистов, а для каждого соискателя - рейтинг подходящих вакансий. Отличие Портала от классических сайтов состоит в том, что вместо стандартных "вакансий" и "резюме" используются неструктурированные запросы работодателя и "цифровой след" (курсовые, дипломные, выпускные квалификационных работы, статьи и др.) студента, которые содержатся в информационных системах образовательной организации.
Обучаясь в образовательной организации, каждый студент сможет получать предложения от различных работодателей по своему профилю обучения, выбирать карьеру в той или иной компании, стажироваться, участвовать в проектных командах.
Работодателям предлагаются современные инструменты интеллектуальной обработки текстов, позволяющие на основе "цифрового следа" выявлять соискателей с наиболее подходящими навыками и компетенциями, востребованными работодателем.