Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490

8.2. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы 1 с указанием основных проблем и прогноз ее развития


В 2016-2018 годах ситуация на рынке труда Санкт-Петербурга характеризовалась как трудонедостаточная - спрос на рабочую силу превышал ее предложение.

В настоящее время на рынке труда Санкт-Петербурга сохраняется профессионально-квалификационный и территориальный дисбаланс спроса и предложения, связанный как с недостатком профессиональных кадров, адекватных требованиям рынка труда, так и с числом рабочих мест, пригодных к рациональному использованию рабочей силы без смены профессии (специальности) и потери квалификации.

Одновременно отмечается несогласованность интересов работников и работодателей. Работодателям требуются кадры, имеющие высокий уровень образования, высокую квалификацию и опыт работы. Имеющие такой уровень квалификации, ищущие работу граждане отказываются от трудоустройства ввиду низкой оплаты труда. Действуют основные стереотипы о статусе и стоимости труда рабочих и специалистов, которые вызваны:

недостаточной информированностью молодежи о профессиях и специальностях, пользующихся спросом на рынке труда;

наличием значительной дифференциации в уровне оплаты труда между сферой услуг и производственной сферой, бюджетным и внебюджетным сектором;

низким качеством рабочих мест в отдельных видах экономической деятельности.

В этих условиях возрастает необходимость осуществления системного и комплексного регулирования ситуации, складывающейся на рынке труда Санкт-Петербурга.

В перспективе ожидается, что возрастет потребность экономики в квалифицированных работниках в сфере здравоохранения, фармацевтической отрасли, в области информационных технологий, образовании, сфере обслуживания, а также в специалистах, обладающих компетенциями сразу в нескольких научных направлениях (биофизика, биохимия, бизнес-информатика, нейропрограммирование и др.).

Прогнозируется повышенный спрос на рабочих высокой квалификации: операторов станков с числовым программным управлением, машинистов технологического оборудования, электрогазосварщиков, электромонтеров. Не будет снижаться спрос на специалистов: инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, врачей различных профилей, среднего медицинского персонала, специалистов торговли и общественного питания. В связи с развивающимся процессом информатизации общества возрастет спрос на специалистов, владеющих информационными технологиями, робототехникой, методами цифрового производства.

Одним из наиболее дефицитных сегментов рынка труда Санкт-Петербурга является сфера информационно-коммуникационных технологий. В ближайшие 5 лет Санкт-Петербургу дополнительно понадобятся 10000-15000 разработчиков, аналитиков, специалистов по базам данных и сетям. В среднесрочной перспективе экономика Санкт-Петербурга будет испытывать потребность в проектировщиках интерфейсов, специалистах по моделям больших данных, цифровых лингвистах.

Одной из тенденций для развития компетенций будущего является востребованность работников, обладающих знаниями на стыке двух и более профессий, например, филологи и социологи с навыками анализа больших данных, а работники в сфере управления и оценки персонала должны обладать навыками в области программирования, маркетинга и психологии. Также будут востребованы бухгалтеры с функциями обслуживания технологии блокчейн, маркетологи со знанием технологий анализа больших данных. В этой связи повышается роль дополнительного образования, которое позволяет обрести недостающие компетенции.

Исследование, проведенное НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге показало, что в ближайшие годы в большинстве приоритетных отраслей будут востребованы новые компетенции и появится потребность в специалистах, которые пока широко не представлены на рынке. Расширение использования роботов на производстве потребует проектировщиков промышленной робототехники и операторов многофункциональных робототехнических комплексов, которые смогут не только управлять сложными системам, но и предупреждать возникновение неполадок в работе. Это потребует от сотрудников высоких аналитических и математических компетенций.

В строительстве возрастет потребность в специалистах в области проектирования информационных моделей зданий и объектов, а в связи с появлением нового оборудования возрастут требования к работникам. Строитель будущего должен разбираться в IT-системах, уметь работать на сложном современном оборудовании. При этом высокая на данный момент потребность в ручном труде в среднесрочной перспективе сократится.

В обрабатывающей промышленности наиболее дефицитными являются операторы станков по обработке различного сырья (деревообработка, металл, стекло и др.). Растет потребность в наладчиках и операторах деревообрабатывающих станков, электромеханиках и сборщиках электронного оборудования, которая в ближайшие годы несколько сократится за счет высоких темпов прироста специалистов данных направлений.

Быстрыми темпами развивается фармацевтическая промышленность Санкт-Петербурга. По данным Росстата (2015) доля Санкт-Петербурга в совокупном объеме выпуска фармацевтической продукции в Российской Федерации составляет 7%, в Северо-Западном федеральном округе - 89%. Активное развитие фармацевтической промышленности потребует притока высококвалифицированного производственного персонала.

В 2019 году в Службу занятости были заявлены около 124 тыс. вакансий, в том числе около 74 тыс. вакансий по рабочим профессиям (59,6%). В 2018 году в Службу занятости поступило более 149 тыс. вакансий.

Наибольшее количество вакансий за январь-декабрь 2019 года заявлено организациями, относящимися к следующим видам экономической деятельности: транспортировка и хранение - 12,5%; деятельность административная и сопутствующие услуги - 10,6%; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов - 10,2%; обрабатывающие производства - 10,1%; строительство - 8,2%; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг - 7,8%; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - 6,6%; образование - 6,0%; государственное управление и обеспечение военной безопасности - 5,6%; деятельность профессиональная, научная и техническая - 3,6%; деятельность по операциям с недвижимым имуществом - 3,5%.

В 2019 году в Службе занятости зарегистрировано 120862 человека, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, из них трудоустроен 65441 человек (в январе-декабре 2018 года трудоустроено 65872 человека).

В 2019 году 32,1 тыс. человек признаны безработными (в 2018 году - 26,5 тыс. человек).

По данным Росстата, продолжительность поиска работы безработными в возрасте от 15 лет и старше (по методологии МОТ) в Санкт-Петербурге в 2018 году составила 5,1 месяца. Это четвертое место среди регионов Российской Федерации (на первом Чукотский автономный округ - 3,9 месяца; на втором - Москва - 4,6 месяца; на третьем Кировская область - 4,8 месяца).

Уровень регистрируемой безработицы на конец 2019 года (отношение численности зарегистрированных безработных к численности рабочей силы в среднем за 2018 год) составил 0,45 % (на конец декабря 2018 года этот показатель составлял 0,40%). Снижению уровня регистрируемой безработицы способствует ускорение предоставления государственных услуг по содействию занятости населения.

В 2019 году гражданам и работодателям оказано 143,8 тыс. услуг по информированию о положении на рынке труда, профориентационные услуги предоставлены 72,0 тыс. человек, приступили к профессиональному обучению 3142 безработных гражданина, 11,5 тыс. несовершеннолетних граждан трудоустроено на временную работу в свободное от учебы время, проведено 104 общегородских и специализированных ярмарки вакансий, в том числе для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Предусматривается постепенное наращивание объемов и качества предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения гражданам Санкт-Петербурга, в том числе по содействию им в поиске подходящей работы, информированию о положении на рынке труда, профориентации, организации профобучения и других. При этом особое внимание будет уделяться гражданам предпенсионного возраста, женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

Ожидается, что усиленная информационная работа позволит укрепить имидж Службы занятости, повысить осведомленность граждан о ситуации в сфере занятости и на рынке труда Санкт-Петербурга, поднять престиж рабочих профессий, приведет к увеличению доли обращающихся в Службу занятости граждан от общего числа незанятого населения, повышению экономической активности населения, будет способствовать сближению спроса и предложения на рынке труда.

Путем развития и укрепления контактов Службы занятости с работодателями ставится задача улучшения качества предоставляемых услуг по подбору персонала по заявкам работодателей, дальнейшему расширению сбора сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, в том числе для специалистов высокой квалификации, а также редких и новейших профессий.

В целях реализации гражданами возможности выбора профессиональной деятельности в соответствии с их интересами и с учетом потребностей рынка труда особое внимание будет уделяться профессиональной ориентации молодежи, учащихся, выпускников общеобразовательных школ, безработных граждан, а также трудоустройству и переподготовке лиц предпенсионного возраста. Для решения этой задачи существенное значение приобретает первичное профилирование обращающихся граждан. Практика показывает, что квалифицированное определение профессиональных возможностей и мотивации ищущих работу граждан на первом этапе их обращения в Службу занятости с последующей практической помощью им существенно ускоряет трудоустройство (с 8 месяцев при самостоятельном трудоустройстве до 4-5 месяцев при содействии Службы занятости), повышает их долю в общем числе принятых на работу и экономит бюджетные средства на выплату пособия по безработице.

Одной из важнейших форм защиты безработных граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является социальная поддержка на период активного поиска подходящей работы, которая обеспечивает гражданам возможность выбора оптимального варианта трудоустройства, а также способствует снижению социальной напряженности в обществе.

Предоставление социальных гарантий безработным гражданам осуществляется путем выплаты пособия по безработице, материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице, стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов Службы занятости и материальной помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов Службы занятости.