Действующий

Методические рекомендации по распространению механизма привлечения внебюджетного финансирования, ориентированного на результат, в том числе в форме государственно-частного партнерства, при реализации региональных проектов в рамках национального проекта "Образование"

     2. Реализация проектов социального воздействия


Одной из перспективных моделей привлечения частных инвестиций в социальную сферу являются проекты социального воздействия (далее - ПСВ), пилотная апробация которых осуществляется в 2019-2024 гг. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 1491 (далее - Постановление N 1491).

Постановление N 1491 является развитием положений Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р), согласно которым необходимо развивать новые механизмы ГЧП в социальной сфере, обеспечивающие соблюдение экономических интересов частного партнера. ПСВ предполагают привлечение средств частных инвесторов на решение социальных задач, а средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации предоставляются только после достижения социально значимого эффекта.

В соответствии с постановлением N 1491 государственная корпорация "ВЭБ.РФ" наделена функциями оператора ПСВ на всем протяжении их пилотной апробации до 2024 года и обеспечивает методическую, организационную и информационную поддержку структурирования проекта, подготовку финансовой модели (определяет методологию расчета показателя эффекта и размера гранта), поиск инвесторов, подбор провайдеров, заключение соглашений, мониторинг реализации проекта и организацию независимой оценки. Оператор выстраивает взаимодействие между всеми сторонами проекта и по сути является гарантом его реализации и выполнения обязательств каждым из участников.

В настоящее время "ВЭБ.РФ" совместно с Минпросвещения России проработан проект по созданию и апробации моделей ПСВ в рамках консультационного, психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) детей, в том числе получающих дошкольное образование в семье, а также граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей в рамках федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" (далее - психологическое сопровождение родителей), а также по другим направлениям.

Финансирование реализации проекта предполагается со стороны инвестора, затраты которого, включая согласованный уровень доходности, будут возмещены в заранее установленном объеме в виде гранта в форме субсидий лишь в конце срока реализации проекта (предполагаемый срок реализации проекта - 1-3 года) при условии достижения показателей (эффектов) по результатам независимого аудита.

Реализация ПСВ, в первую очередь, актуальна на территории регионов, где планируется запуск крупных инвестиционных проектов, предполагающих создание новых производственных объектов и требующих значительного числа квалифицированных рабочих и специалистов, а также моногородов, в том числе с учетом Стратегии пространственного развития Российской Федерации.

В роли партнера в ПСВ выступают некоммерческие организации (далее - НКО), в том числе негосударственные организации и инвесторы. Для некоммерческих (негосударственных) организаций участие в проектах социального воздействия дает возможность масштабировать свою деятельность, что ведет к расширению доступа НКО к оказанию государственных услуг в социальной сфере. Инвестору в случае успешной реализации проекта гарантирован возврат инвестиций с учетом доходности при условии достижения целевых показателей. Таким образом, партнер-инвестор способствует позитивным изменениям в обществе, расширяет свои партнерские связи. Для фондов и компаний с корпоративной социальной ответственностью ПСВ представляет возможность переориентировать социально-ответственную деятельность на гарантированную и(или) возвратную основу.

Преимущества от реализации ПСВ для субъектов Российской Федерации заключаются в том, что расходы из бюджета субъектов Российской Федерации осуществляются только в случае доказанного эффекта от проекта, что позволяет пробовать новые, инновационные подходы и решения. В результате эффективность расходования бюджетных средств повышается, в том числе и за счет т.н. "превентивных" мер воздействия, которые направлены на предотвращение нецелевого расходования бюджетных средств. Кроме того, ПСВ представляет дополнительный инструмент достижения национальных целей и стратегических задач, который позволяет создать новые рабочие места в регионе, способствует увеличению налогооблагаемой базы и развитию некоммерческого сектора.

Первый пилотный ПСВ в Республике Саха (Якутия) стартовал в сентябре 2019 г. и будет реализовываться три года, его целью является повышение образовательных результатов обучающихся школ. Он направлен на рост качества общего образования, повышение конкурентоспособности человеческого капитала и трансформацию организационно-управленческих механизмов общего образования. В проекте участвуют около 5 тысяч обучающихся 27 школ муниципального района "Хангаласский улус" и свыше 700 учителей и руководителей образовательных учреждений.