Действующий

Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга

V. Мероприятия по развитию системы налогового мониторинга

9. Настоящей Концепцией определяются следующие мероприятия по развитию системы налогового мониторинга:

а) расширение перечня плательщиков, которые вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, за счет изменения условий, соблюдение которых плательщиком обязательно, в том числе:

установление обязанности соответствия одному из условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 105_26 Налогового кодекса Российской Федерации, и отмена обязательности одновременного соответствия плательщика таким условиям;

отмена обязательности соответствия условиям, установленным пунктом 3 статьи 105_26 Налогового кодекса Российской Федерации, для участников консолидированных групп налогоплательщиков;

поэтапное снижение суммовых значений условий, установленных пунктом 3 статьи 105_26 Налогового кодекса Российской Федерации, соблюдение которых обязательно для принятия решения о проведении налогового мониторинга, в том числе:

снижение совокупной суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, до уровня не более 100 млн. рублей;

включение сумм налога на доходы физических лиц и страховых взносов в совокупную сумму исчисленных налогов и страховых взносов;

снижение суммарного объема полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, до уровня не более 1 млрд. рублей;

снижение совокупной стоимости активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, до уровня не более 1 млрд. рублей;

б) отказ от проведения налоговых проверок и сокращение сроков налогового контроля, в том числе:

исключение оснований для проведения камеральной и выездной налоговых проверок при осуществлении в отношении плательщика налогового мониторинга в целях обеспечения непрерывности налогового контроля в форме налогового мониторинга, в том числе обеспечения возможности проведения мероприятий налогового контроля при проверке налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению, уточненной налоговой декларации непосредственно в рамках налогового мониторинга, с целью отказа от налоговых проверок и снижения издержек плательщиков по их сопровождению;

включение возможности вынесения решений налогового органа непосредственно в рамках проведения налогового мониторинга, в том числе в целях обеспечения возмещения сумм налога на добавленную стоимость и акцизов непосредственно в рамках налогового мониторинга, а также вынесение решения налогового органа на основании мотивированного мнения налогового органа в рамках налогового мониторинга без проведения выездной налоговой проверки;

включение возможности досудебного обжалования решений налогового органа, установленных статьями 138 и 140 Налогового кодекса Российской Федерации, непосредственно в рамках проведения налогового мониторинга, что позволит обеспечить оптимизацию отдельных издержек плательщиков, а также эффективное использование трудовых и финансовых ресурсов;

в) развитие расширенного информационного взаимодействия путем организации доступа налоговым органам к информационным системам плательщиков в режиме реального времени и перехода на качественно новый уровень обработки документов (информации), в том числе:

разработка и утверждение единых требований к порядку организации и предоставления доступа налоговым органам к информационным системам плательщиков;

разработка и утверждение требований по идентификации участников информационного взаимодействия в рамках налогового мониторинга, в том числе с применением методов криптографической аутентификации и иных технологий идентификации, с учетом создания правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия в части расширения возможностей и способов идентификации, а также создания платформы идентификации, включая биометрическую идентификацию, облачную квалифицированную электронную подпись, цифровые профили гражданина и юридического лица, а также единое пространство доверия электронной подписи на базе единой системы идентификации и аутентификации, создание которой предусмотрено в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации";

разработка и утверждение требований к информационным системам плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, в том числе с учетом методических рекомендаций по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием и обеспечения информационно-аналитического сопровождения и мониторинга реализации стратегий цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием, разработка которых предусмотрена в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации";

разработка и утверждение порядка подтверждения целостности, полноты, корректности и достоверности документов (информации), содержащихся в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам;

разработка и утверждение форматов документов (информации), содержащихся в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, в том числе с учетом создания в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" правовых условий для формирования сферы электронного гражданского оборота в части процедур хранения электронных документов, создания, хранения и использования электронных дубликатов (электронных образов) бумажных документов;

разработка структурированного машиночитаемого формата представления договора в электронной форме с целью последующей реализации возможности осуществления налогового контроля электронных договоров, смарт-контрактов с учетом создания в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" правовых условий для формирования сферы электронного гражданского оборота в части определения совершаемых в письменной (электронной) форме сделок, автоматизированных ("самоисполняемых") договоров;

разработка и утверждение порядка применения и визуализации электронной подписи для документов (информации), содержащихся в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, в том числе с учетом создания в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия в части уточнения правового статуса удостоверяющих центров, установления унифицированных требований к универсальной (единой) усиленной квалифицированной электронной подписи;

разработка и утверждение требований к модели оценки показателей качества и эффективности информационного взаимодействия налоговых органов и плательщиков;

разработка и утверждение требований к порядку подтверждения соответствия информационных систем плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, требованиям, разработка и утверждение которых предусмотрены абзацем четвертым настоящего подпункта;

г) развитие риск-ориентированного подхода в налоговом контроле, в том числе:

разработка требований к формированию карты типовых рисков отрасли;

разработка и утверждение порядка формирования и актуализации консолидированного перечня рисков;

разработка и утверждение порядка выявления и оценки рисков плательщиков;

разработка и утверждение порядка оценки налоговым органом рисков, идентифицируемых плательщиком;