Действующий

Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 декабря 2019 года N 5-АПА19-167

[Об оставлении без изменения решения суда о признании недействующим пункта 46 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков"]

(Извлечение)



Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Зинченко И.Н., судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е., при секретаре Горенко А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Фирма "Тайм" о признании недействующим пункта 46 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 1 августа 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Фирма "Тайм".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения на апелляционную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью Фирма "Тайм" Вакаринцевой М.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Когай И.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Правительством Москвы 11 декабря 2013 года принято постановление N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП).

Подпунктом 1.2 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2).

В пункт 46 Перечня объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, включен "павильон" расположенный по адресу: г.Москва, ул.Реутовская, вл.19-а.

Общество с ограниченной ответственностью Фирма "Тайм" (далее - ООО Фирма "Тайм") обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 46 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП, указав в обоснование заявленных требований, что является собственником включенного в данный пункт нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0007005:1057 площадью 1274,1 кв.м, расположенного по указанному выше адресу, полагало незаконным отнесение данного здания к самовольной постройке, поскольку оно введено в эксплуатацию в 1994 году, положения действующего на тот период Гражданского кодекса РСФСР не содержали норм о признании нежилых зданий самовольным строением, право собственности на здание зарегистрировано в установленном законом порядке, объект недвижимости не имеет признаков самовольной постройки, что установлено вступившими в законную силу решениями арбитражных судов.

Решением Московского городского суда от 1 августа 2019 года административное исковое заявление ООО Фирма "Тайм" удовлетворено. Судом признан не действующим пункт 46 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" со дня принятия нормативного правового акта.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы подали апелляционную жалобу.

В апелляционной жалобе административного ответчика и заинтересованного лица поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку суд первой инстанции при рассмотрении дела не учел, что нежилое строение (павильон), принадлежащий административному истцу, включено в оспариваемый нормативный правовой акт, как объект недвижимости, обладающий признаками самовольного строения и размещено на земельном участке, который не предоставлялся для целей строительства объекта недвижимости.

На апелляционную жалобу имеются возражения прокураты* г.Москвы и административного истца.

________________

* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Административный ответчик и заинтересованное лицо, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как следует из наименования и содержания постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП, оно принято в целях совершенствования порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков. Данное постановление касается земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.

Объективные критерии использования земельных участков по целевому назначению установлены Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). В силу статей 1, 41, 42 ЗК РФ акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; возведение арендаторами земельных участков жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений допускается в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. По смыслу статьи 263, пункта 2 статьи 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Последствия постройки, произведенной арендатором на арендованном им земельном участке без соблюдения требований о целевом назначении земельного участка, определяются статьей 222 ГК РФ.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что нежилое здание, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Реутовская, д.19А построено в 1994 году, пристроено в 1998 году, имеет общую площадь 1274,1 кв.м, здание двухэтажное, что подтверждается техническим и кадастровым паспортами на здание.

12 мая 1999 года между Московским земельным комитетом и административным истцом был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка N М-03-502730, по условиям которого административному истцу был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 770307005019 площадью 7357,4 кв.м по адресу: г.Москва, внутренняя сторона МКАД 6-й км (г.Москва, ул.Реутовская, вл.19-а) для размещения и последующей эксплуатации объектов сервисного обслуживания: торговый комплекс "Автозапчасти", сроком на 5 лет.

29 июля 1999 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделок с ним зарегистрировано право собственности административного истца на указанное выше нежилое здание, в 2002 году в установленном законом порядке в сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сделок с ним внесены изменения относительно площади указанного здания.

25 августа 2005 года между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и административным истцом заключен договор краткосрочной аренды земельного участка N М-03-506921, по условиям которого административному истцу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 770307005069 площадью 2996 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Реутовская, д.19А для эксплуатации торгового комплекса "Автозапчасти", сроком до 22 июля 2010 года. Согласно пункту 1 договора аренды на земельном участке расположено двухэтажное капитальное строение. После истечения срока договор аренды не перезаключен.

Согласно пункту 2.2 постановления правительства Москвы N 819-ПП Департамент городского имущества города Москвы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 постановления, в срок до 31 января 2014 года, а при актуализации перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 постановления, в течение одного месяца с даты актуализации заявляет в суд соответствующие требования. Во исполнение приведенной региональной нормы Департамент городского имущества города Москвы и Префектура ВАО г.Москвы обратились в Арбитражный суд города Москвы с иском к Обществу о признании здания самовольной постройкой и его сносе.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 10 апреля 2014 года Департаменту городского имущества города Москвы, Префектуре ВАО г.Москвы отказано в удовлетворении исковых требований к ООО Фирма "Тайм". Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд пришел к выводу о том, что нежилое здание, принадлежащее ООО Фирма "Тайм" возведено по решению органов власти с учетом действовавших в тот период времени положений законодательства, регулирующего данные правоотношения и введено в эксплуатацию в установленном законом порядке, эксплуатация здания осуществлялась и осуществляется согласно действующим нормам и правилам. Кроме того, арбитражный суд пришел к выводу о пропуске Департаментом городского имущества города Москвы, Префектурой ВАО г.Москвы срока исковой давности для обращения в суд с исковыми требованиями о сносе самовольной постройки.

Вступившим в законную силу 23 апреля 2018 года определением Арбитражного суда города Москвы от 15 декабря 2017 года прекращено производство по делу по иску Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы к ООО Фирма "Тайм" о признании самовольной постройкой названного выше нежилого здания общей площадью 1274,1 кв.м, возложении обязанности снести здание. Основанием для прекращения производства по делу явилось наличие вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 10 апреля 2014 года.

Вступившим в законную силу 30 ноября 2018 года постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2018 года отменено решение Арбитражного суда города Москвы от 18 мая 2018 года, которым ООО Фирма "Тайм" было отказано в удовлетворении иска о признании недействительным отказа в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке", выраженном в письме от 15 декабря 2016 года, в отношении указанного выше земельного участка, возложении обязанности на Департамент городского имущества города Москвы подготовить и направить проект договора аренды на условиях долгосрочной аренды сроком на 49 лет в адрес ООО Фирма "Тайм" и принято новое решение, которым заявленные ООО Фирма "Тайм" требования удовлетворены. Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд апелляционной инстанции исходил из того, что земельный участок был предоставлен обществу на законных основаниях для эксплуатации торгового комплекса, оснований для отказа в предоставлении обществу земельного участка в аренду не имелось, поскольку отсутствовали доказательства размещения на спорном земельном участке незаконно возведенных построек.

Учитывая установленные выше обстоятельства, указывающие на то, что нежилое здание, принадлежащее ООО Фирма "Тайм" не является самовольной постройкой и не обладает признаками незаконно размещенного объекта недвижимости, содержащимися в пункте 2.2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований и незаконности включения нежилого здания, принадлежащего административному истцу, в оспариваемый пункт 46 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, с которой оснований не согласится у Судебной коллегии не имеется.

Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В связи с чем решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Московского городского суда от 1 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи



Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка