Действующий

Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Методические рекомендации (2-е издание с дополнениями и уточнениями)

Критерии новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь

N п/п

Наименование критерия

Целевое значение

Примечание

Источник информации

Блок 1. Управление потоками пациентов

1

Количество пересечений потоков при проведении диспансеризации, профилактических медицинских осмотров с иными потоками пациентов в поликлинике

Не более 3 пересечений

Например: флюорографическое, маммографическое исследование, прием врача-терапевта

Картирование процесса (диспансеризации, профилактического медицинского осмотра) - выявление пересечений потоков пациентов у кабинетов, входящих в состав исследуемого процесса одновременно (в одних и тех же условиях), с потоками пациентов иных процессов (пересечение потоков диспансеризации и профилактических медицинских осмотров не учитываются); заведующий отделением медицинской профилактики

2

Количество пересечений потоков пациентов при предоставлении платных медицинских услуг и медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий на соответствующий календарный год и плановый период

Не более 1 пересечения

Картирование процессов, являющихся составной частью процесса оказания платных медицинских услуг - выявление пересечений потоков пациентов у кабинетов (в т.ч., в регистратуре (фронт- офисе)), входящих в состав процесса предоставления платных медицинских услуг, одновременно (в одних и тех же условиях) с потоком пациентов, получающих данную услугу в рамках территориальной программы государственных гарантий; заместитель руководителя по медицинской части, заведующий поликлиникой (отделением, филиалом поликлиники), заведующий отделением, филиалом поликлиники), заведующий отделением платных медицинских услуг (при наличии)

3

Последовател-
ьность действий пациента в потоке процесса оказания ему медицинской помощи

Не более 1 действия, порождающего возврат по потоку

Например: выписка рецептов при льготном лекарственном обеспечении, листков нетрудоспособности, справок и пр.

Картирование процесса выписки рецептов при льготном лекарственном обеспечении, выдачи листков нетрудоспособности, справок и пр.; схема расположения кабинетов, поэтажный план

Блок 2. Качество пространства

4

Количество мест в зоне (зонах) комфортного ожидания для пациентов

Не менее 1 места в зоне (1 посадочное место для размещения 1 посетителя), на 200 посещений плановой мощности

Описание зоны комфортного ожидания для пациентов (приложение 1*)

Расчет количества мест в зоне комфортного ожидания для пациентов в соответствии с плановой мощностью; визуальный осмотр зон (зоны) комфортного ожидания для пациентов

________________
     * Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

5

Организация системы навигации в медицинской организации

Поиск необходимой информации об объекте (кабинете, отделении, подразделении и пр.), в том числе в точке ветвления маршрута, занимает не более 30 секунд

Визуальный осмотр, движение по потоку процесса оказания медицинской помощи (силами сотрудника Центра организации первичной медико-санитарной помощи, сотрудника иной медицинской организации, пациента, представителя общественного совета и пр.)

6

Организация рабочих мест по системе 5С

Реализованы 3 и более шага в организации и поддержании порядка на рабочих местах по системе 5С для всех рабочих мест (таблица 1 приложения 2*)

Оценивается не менее 10 рабочих мест методом случайного выбора в соответствии с проверочным листом (таблица 2 приложения 2)

Стандарт рабочего места, кабинета; проверочный лист (таблица 2 приложения 2); заведующий поликлиникой

________________
     * Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

7

Организация системы информирования в медицинской организации

Наличие 100% элементов информации от их общего объема, указанного в Контрольном листе оценки системы информиро-
вания в медицинской организации (приложение 3*)

Каждый составной элемент системы информирования посетителей медицинской организации расположен в месте приложения информации, обновляется по мере ее изменения, доступен для чтения, в том числе с использованием государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации, идентичных по содержанию и техническому оформлению государственному языку

Перечень элементов системы информирования, способ их размещения, их количество и качество (содержательность, достаточность, доступность, актуальность, своевременность, точность, достоверность), место размещения; способ информирования населения (буклеты, информационные бюллетени, брошюры, др.), по содержанию и наполнению согласование с ключевыми участниками (Росздравнадзор, МЧС, пожарная служба, ТФОМС, др ); оценивается в соответствии с Контрольным листом оценки системы информирования в медицинской организации

________________
     * Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Блок 3. Управление запасами

8

Процесс снабжения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и прочими материалами от склада поставщика до медицинской организации

Уровень запасов на складе медицинской организации не превышает четверти объема годовой закупки (категории запасов приведены в приложении 4*)

Сведения из модуля МИС (РМИС), с помощью которого осуществляется управление соответствующими запасами; Старшая медицинская сестра, главная медицинская сестра, бухгалтер

________________
      За исключением подразделений медицинских организаций, в которые регулярная поставка лекарственных средств, изделий медицинского назначения и прочих материалов невозможна по причине географических особенностей их расположения

     * Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

9

Процесс снабжения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и прочими материалами и их расходования в медицинской организации осуществляется по принципу "точно вовремя"

Уровень запасов не превышает недельную норму расходования (для кабинетов врачебного приема, процедурных, перевязочных, кабинетов забора биоматериала). За исключением определенного перечня лекарственных средств, требующих специальных условий учета и хранения (категории запасов в соответствии с приложением 4)

Расчет потребности на 1 месяц (расчет недельной потребности является примерным и осуществляется путем вычисления среднего значения на 1 неделю, исходя из объема ресурсов, потребляемых в течение месяца); сведения из модуля МИС (РМИС), с помощью которого осуществляется управление соответствующими запасами; старшая медицинская сестра, главная медицинская сестра, бухгалтер

________________
      За исключением подразделений медицинских организаций, в которые регулярная поставка лекарственных средств, изделий медицинского назначения и прочих материалов невозможна по причине географических особенностей их расположения.


Блок 4. Стандартизация процессов

10

Соответствие текущей деятельности медицинской организации стандартизиро-
ванной работе улучшенных процессов

100% (доля соответствия текущей деятельности разработанным стандартам улучшенных процессов)

Результатом проведенной стандартизированной работы является наличие бланка стандартной операционной карты (СОК)

Стандарты улучшенных процессов

11

Пересмотр стандартов улучшенных процессов

Пересмотр стандартов улучшенных процессов не реже 1 раза в год, актуализация по мере необходимости

Стандарты улучшенных процессов; сведения о сроке действия стандарта

12

Время добавления ценности на приеме пациентов врачом

Не менее 50% от общего времени приема



где:

Т - время, добавляющее ценность (сбор анамнеза + осмотр + манипуляции + рекомендации, в том числе профилактической направленности);

i - интервал записи

Картирование процесса приема пациентов врачом

13

Выравнивание нагрузки между сотрудниками в процессе трудовой деятельности в одном рабочем помещении

Колебания нагрузки между сотрудниками (врач и медицинская сестра, медицинская сестра и медицинская сестра, регистратор и регистратор и т.д.), осуществля-
ющими прием в одном рабочем помещении составляет не более 30%

Картирование процесса приема пациентов отдельными сотрудниками в одном рабочем помещении; диаграмма рабочей загрузки (диаграмма Ямазуми)

Блок 5. Качество медицинской помощи

14

Количество штрафов/
удержаний/снятий, взысканных страховыми медицинскими организациями по результатам медико-
экономического контроля, экспертизы качества медицинской помощи

Планомерное снижение показателей не менее чем на 5% ежегодно по сравнению с предыдущим годом

Каждый показатель исчисляется количеством штрафов (удержаний, снятий) на 100 запрошенных СМО случаев оказания медицинской помощи ежемесячно (приложение 5*)

Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) в соответствии с приложением 8 к приказу ФФОМС от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию"

Сводные данные на основании актов экспертизы качества медицинской помощи, медико-экономической экспертизы, утвержденных приказом ФФОМС от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" за истекший календарный период

________________
      В соответствии с приказом ФФОМС от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию".

     * Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

15

Сумма штрафов/
удержаний/снятий, взысканных страховыми медицинскими организациями по результатам медико-
экономического контроля, экспертизы качества медицинской помощи

Планомерное снижение показателей не менее чем на 5% ежегодно по сравнению с предыдущим годом

Каждый показатель исчисляется суммой штрафов (удержаний, снятий) на 100 запрошенных СМО случаев оказания медицинской помощи ежемесячно (приложение 5)

Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) в соответствии с приложением 8 к приказу ФФОМС от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию"

Сводные данные на основании актов экспертизы качества медицинской помощи, медико-экономической экспертизы, утвержденных приказом ФФОМС от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" за истекший календарный период

Блок 6. Доступность медицинской помощи

16

Обеспечение амбулаторного приема плановых пациентов врачами строго по времени и по предварительной записи

Не менее 90% - доля посещений по установ-
ленному времени (допустимо отклонение, равное продолжи-
тельности одного приема согласно расписанию);

Не менее 90% - доля посещений по предвари-
тельной записи

Прием каждого отдельного специалиста медицинской организации соответствует установленным показателям

Сведения о произведенных записях из МИС, ресурса "Электронная регистратура";

наблюдение за процессом проведения амбулаторного приема и опрос пациентов, находящихся в очереди у кабинета приема

17

Обеспечение удаленной записи на прием в медицинские организации

Доля записей, произведенных без посещения регистратуры, составляет не менее 50%

Удаленная запись на прием подразумевает запись: через Интернет (включая мобильные приложения); через инфомат; через колл-центр; из кабинета врача

Сведения о произведенных записях в МИС;

сведения о количестве доступного времени (талонов) для записи через Интернет, колл-центр, ресурс "Электронная регистратура"

18

Обеспечение выполнения профилактического осмотра и (или) первого этапа диспансеризации взрослого населения за минимальное количество посещений

Не более 3 (трех) посещений

Сведения из МИС;

учетно-отчетные формы, утвержденные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан

Блок 7. Вовлеченность персонала в улучшения процессов

19

Вовлеченность руководителей медицинских организаций и их заместителей во внедрение бережливых технологий

Не менее 1 проекта по улучшению в год у руководителя медицинской организации и его заместителей

Визуальное управление процессами (наличие проектной комнаты, инфоцентра, визуализация проекта)

20

Работа системы подачи и реализации предложений по улучшению

Доля реализованных улучшений от принятых предложений составляет не менее 30%, с увеличением на 5% ежегодно

Наличие Положения о подаче и реализации предложений по улучшениям, листов проблем/предложений, перечня выявленных потерь и проведенных мероприятий, бланков заявления на подачу предложения по улучшению (приложение 6*)

________________
     * Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Блок 8. Формирование системы управления

21

Визуальное управление процессами

Не менее 5 процессов (в соответствии с блоками системы SQDCM) управляются через инфоцентр

Отображаются показатели текущей деятельности медицинской организации, необходимые для принятия руководителем медицинской организации (заместителями руководителя) управленческих решений в отношении безопасности, качества, достижения плановых показателей, финансовых затрат, корпоративной культуры (SQDCM)

Перечень показателей, представленный графиками, диаграммами и пр. элементами визуализации, отражающих динамику того или иного показателя, данные МИС;

руководитель медицинской организации и его заместители

Блок 9. Эффективность использования оборудования

22

Производственная нагрузка оборудования (далее - ПН)

Коэффициент: не менее 80% в отношении оборудования, используемого в диагности-
ческих целях, кроме оборудования КДЛ

Приложение 7*

Список оборудования (медицинское, немедицинское) с примечанием рабочее/нерабочее (срок) состояние, % износа; сальдовая ведомость; журнал использования оборудования; аналитические отчеты из BIOS оборудования за период 1-3 мес. (при наличии возможности); бухгалтер, заведующий поликлиникой

_________________
     * Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.