Действующий

Об утверждении методических рекомендаций по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ

III. Организационно-правовое и экономическое обеспечение вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием ПОО, в том числе в обновлении образовательных программ


В ПОО выстраивается система взаимодействия с представителями работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки, которая направлена на модернизацию и развитие следующих объектов:

1. Программные документы развития и управления ПОО.

2. Образовательный процесс: содержание и реализация образовательных программ.

3. Внеурочные мероприятия, включая профориентационную деятельность.

4. Оснащение материально-технической базы, включая оказание финансовой поддержки работодателями.

5. Педагогический коллектив.

Основными институциональными механизмами взаимодействия между ПОО и представителями работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки являются:

1. Коллегиальные органы управления ПОО (как правило, попечительский, управляющий и наблюдательный советы).

Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности (ст.26 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации"). К коллегиальным органам управления относится общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет, а также попечительские советы, управляющие советы, наблюдательные советы и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Коллегиальные органы управления ПОО формируются на условиях кооптации представителей работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки к управлению развитием ПОО в целях обеспечения реализации образовательных программ, проведения внеурочных мероприятий на основе современных достижений науки и технологий, приоритетов научно-технологического развития субъектов Российской Федерации, обновленной материально-технической базы, а также с учетом применения лучших практик эффективного управления на предприятиях и в организациях.

В Приложении N 1* представлено "Примерное положение о Попечительском совете профессиональной образовательной организации".

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Одной из наиболее перспективных форм коллегиального управления ПОО является управляющий совет, поскольку его деятельность для системы СПО в настоящее время не регламентирована, что позволяет более эффективно использовать потенциал социальных партнеров при принятии управленческих решений.

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция управляющего совета, порядок принятия им решений и выступления от имени ПОО также устанавливаются уставом ПОО в соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

2. Договоры о социальном партнерстве (договоры о сотрудничестве и т.п.), включая создание структурных подразделений на базе работодателей.

В соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ПОО могут создавать кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (далее - кафедра).

Кафедра представляет собой структурное подразделение ПОО, которое создается совместно с работодателем-партнером на основании договора. Она располагается, как правило, на территории предприятия, о чем делается соответствующая запись в документах ПОО. Это может быть помещение, выделяемое работодателем и подходящее под проведение инструктажа и теоретических занятий.

Штат кафедры комплектуется из педагогических работников ПОО и сотрудников работодателя. Стороны совместно формируют образовательную программу, связанную с профилем деятельности компании. На основании программы формируется план работы кафедры - теоретические занятия, лабораторные и практические работы. Помимо этого, на кафедре организуются экзамены по освоенным модулям. Создаваемое структурное подразделение служит площадкой для общения преподавателей ПОО с практикующими специалистами, что взаимно обогащает опыт и повышает квалификацию.

Деятельность кафедры финансируется ПОО в части затрат на заработную плату сотрудникам. Работодатель предоставляет, в свою очередь, материальную базу - машины и оборудование, а также расходные материалы - и обслуживает их за свой счет. Также работодатель несет расходы по оплате заработной платы наставникам из числа своих сотрудников.

3. Соглашения о государственно-частном партнерстве между предприятием/отраслью и руководством субъекта Российской Федерации, в котором ПОО может выступать третьей стороной.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (далее - Федеральный закон о ГЧП) дает возможность заключать соглашения между ПОО, учредителем в лице органа государственной власти субъекта Российской Федерации и работодателем о государственно-частном партнерстве (далее - ГЧП).

Возможны следующие варианты использования соглашения о ГЧП в системе СПО:

вовлечение представителей работодателей в обновление материально-технической базы ПОО;

вовлечение представителей работодателей в реализацию образовательных программ, определение содержания образования и контроль его результатов.

В рамках вновь созданной образовательной организации предполагается реализация программ дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, проведение различных мастер-классов и программ. Также возможно использование производственного оборудования предприятия для проведения стажировок и производственного обучения. В образовательной организации могут проходить обучение сотрудники предприятия. Соглашение о ГЧП дает возможность обязать частного партнера оказывать услуги и установить требования к качеству этих услуг (пункт 11 статьи 12 Федерального закона о ГЧП). Соглашением о ГЧП может предусматриваться заключение договора между вновь созданной образовательной организацией и ПОО в части сетевой формы реализации образовательных программ или создания кафедры.

4. Договоры о целевом обучении.

Договор о целевом обучении предусматривает в соответствии с частью 2 статьи 56 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", что обучающемуся со стороны работодателя оказываются меры социальной поддержки (материальное стимулирование, оплата платных образовательных услуг, оплата жилого помещения и другие), работодатель проводит учебную, производственную и преддипломную практику, предприятие трудоустраивает обучающегося в соответствии с полученной квалификацией.