Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков

ГОСТ Р 58697-2019



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Порядок и процедуры методов контроля установки газобаллонного оборудования

Motor vehicles. Order and procedures for control methods of gas equipment installation



ОКС 43.060

         75.160.30

Дата введения 2020-05-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2019 г. N 843-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства, имеющие двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием и двигатели внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия и двухтопливной системой питания (газодизели), и устанавливает порядок и процедуры методов контроля установки на них газобаллонного оборудования. Установку газобаллонного оборудования проводят в целях использования в двигателях внутреннего сгорания в качестве моторного топлива автомобильных марок: сжиженный углеводородный газ или компримированный природный газ, или сжиженный природный газ.

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 газобаллонные автомобильные транспортные средства; ГБТС: Автомобильные транспортные средства, использующие в качестве моторного топлива газ.

2.2 базовая модель автомобильного транспортного средства: Выпущенное в обращение транспортное средство, которое в целом или его основные компоненты в виде кузова или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.

2.3 газотопливный баллон (газовый баллон, баллон): Сосуд с сжиженным нефтяным газом или компримированным природным газом, предназначенный для обеспечения топливом двигателя автомобильного транспортного средства, на котором он установлен.

2.4 оборудование для питания двигателя газообразным топливом (газобаллонное оборудование); ГБО: Совокупность агрегатов, элементов и узлов, включая баллоны, комплекты монтажных изделий баллонов, соединительные трубопроводы, электрооборудование и электронные устройства, обеспечивающие работу ГБТС на газовом топливе.

2.5 сжиженный нефтяной газ; СНГ (сжиженный углеводородный газ; СУГ): Смесь пропан-бутановых фракций, поставляемых в качестве топлива для газобаллонных автомобильных транспортных средств.

2.6 компримированный природный газ; КПГ: Природный газ (метан), поставляемый в качестве топлива для газобаллонных автомобильных транспортных средств.

2.7 сжиженный природный газ; СПГ: Природный газ (метан), поставляемый в качестве топлива для газобаллонных автомобильных транспортных средств в сжиженном состоянии.

2.8 отработавшие газы; ОГ: Смесь газов с примесью взвешенных частиц, образовавшихся в результате сгорания моторного топлива.

2.9 вредные (загрязняющие) вещества; ВВ: Содержащиеся в воздухе примеси, оказывающие неблагоприятное действие на здоровье человека, - оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, алифатические предельные углеводороды.

     3 Технические требования

     3.1 Общие требования к организации порядка и процедур методов контроля установки газобаллонного оборудования на базовые автомобильные транспортные средства

3.1.1 Установку ГБО на автомобильные транспортные средства (далее - АТС) и испытания газотопливных систем питания ГБТС проводят на предприятиях, имеющих соответствующую производственную базу, технологическое оборудование, в том числе компрессорное оборудование, и аттестованный для выполнения этой работы рабочий и инженерно-технический персонал.

3.1.2 Допускается работы по установке ГБО на базовые АТС и испытания газотопливных систем питания ГБТС проводить как на едином технологическом комплексе, так и на различных производственных базах, имеющих соответствующее оборудование и подготовленный персонал.

3.1.3 Испытания газотопливных систем питания ГБТС включают два вида работ:

- испытания на герметичность и опрессовку соединений агрегатов и узлов ГБО;

- испытания на функционирование газотопливных систем питания при работе на КПГ или СНГ и жидком топливе, включая испытания по определению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в отработавших газах двигателей при работе на КПГ или СНГ и жидком топливе.

3.1.4 Испытания газотопливных систем питания на герметичность, опрессовку соединений и функционирование при работе на газе проводят по единой технологии согласно 4.2, 4.3 и приложениям А-В.

     3.2 Технические требования к автомобильным транспортным средствам для установки на них газобаллонного оборудования

3.2.1 Установку ГБО проводят на базовые АТС пассажирские и грузовые, отечественного и зарубежного производства, находящиеся в эксплуатации и отвечающие требованиям 3.2.2-3.2.12.

3.2.2 АТС, предназначенные для установки ГБО, должны быть технически исправны и укомплектованы в соответствии с техническими условиями и документацией предприятия - изготовителя АТС.

3.2.3 АТС, принимаемые для установки ГБО, должны быть чистыми. Особенно тщательно должны быть вымыты места крепления ГБО (моторный отсек, багажник, рама автомобиля, днище кузова).

3.2.4 Места крепления ГБО не должны иметь трещин, ослабленных соединений и механических повреждений.

3.2.5 В зонах крепления ГБО не допускается наличие следов ремонта (дополнительных сварочных швов, отверстий, накладок).

3.2.6 Багажные отделения легковых автомобилей и автобусов, грузовые отделения фургонов, грузовые платформы грузовых автомобилей должны быть освобождены от предметов, не относящихся к комплектности АТС.

3.2.7 В местах установки и крепления ГБО не должно быть загрязнений.

3.2.8 Система питания двигателей АТС, направляемых для установки ГБО, должна быть отрегулирована на показатели базовых значений содержания ВВ в ОГ для данного типа транспортного средства.

3.2.9 Искровая система зажигания АТС должна быть в технически исправном состоянии.

3.2.10 Сдаваемое АТС для установки ГБО должно иметь запас топлива в топливном баке в количестве от 5 до 15 л.

3.2.11 Для установки ГБО принимают АТС независимо от типа кузова при условии, что предприятие - изготовитель ГБО рекомендует в своей технической документации установку его на эти АТС с гарантией обеспечения отвода возможной утечки газа из зоны размещения газового баллона за пределы ГБТС.

3.2.12 При сдаче (приемке) АТС, принадлежащих заказчику, физическому или юридическому лицу независимо от его организационно-правовых форм и форм собственности, для установки ГБО, оформляют приемо-сдаточный акт (см. приложение Г).

Акт должен быть подписан и заверен печатью представителем заказчика или владельцем АТС и представителем исполнителя, осуществляющего установку ГБО на АТС, и скреплен печатью предприятия - исполнителя работ.

Приемо-сдаточный акт оформляют в двух экземплярах, один из которых остается у исполнителя работ, второй экземпляр выдается владельцу (собственнику) АТС или его представителю. Оба акта имеют одинаковую юридическую силу.

В случае отказа исполнителя в приемке АТС на установку ГБО в акте делают соответствующую запись, а АТС возвращают владельцу.

     3.3 Технические требования к газобаллонному оборудованию, устанавливаемому на автомобильные транспортные средства

3.3.1 На АТС допускается устанавливать оборудование для питания двигателя газообразным топливом, тип которого был сертифицирован по [1] для соответствующего типа АТС.

3.3.2 Устанавливаемое на АТС ГБО или его составные элементы должны иметь сертификаты соответствия требованиям [1]-[3].

3.3.3 Размещение и установка оборудования для питания двигателя газообразным топливом должны осуществляться в соответствии с [1]-[7] с учетом категории АТС. Установка оборудования для питания двигателя газообразным топливом не должна приводить к понижению экологического класса АТС. Производитель работ по внесению изменений в конструкцию АТС должен предоставить экспертное заключение аккредитованной испытательной лаборатории о сохранении соответствия требованиям экологического класса, к которому относится АТС.

3.3.4 Допускается установка оборудования для питания двигателя газообразным топливом, не имеющего сертификата соответствия по [1], но компоненты которого сертифицированы в соответствии с областью применения [3] (для работы на СНГ) или [2] (для работы на КПГ и СПГ). В этом случае необходимо проведение предварительной технической экспертизы, предусмотренной [8] (подраздел 4, раздел V).

При установке оборудования для питания двигателя газообразным топливом на партию автомобилей одной марки и модели проводят предварительную экспертизу одного автомобиля из этой партии.

3.3.5 Газовые баллоны для КПГ и СНГ, входящие в состав ГБО, должны соответствовать требованиям [2] и [3].

3.3.6 Маркировка паспортных данных газовых баллонов для КПГ и СНГ, наносимая на наружной поверхности, должна соответствовать требованиям [2] и [3].

3.3.7 Неотъемлемой частью ГБО, подлежащего установке на АТС, является следующая документация, которую должен представить изготовитель комплекта исполнителю по установке ГБО:

а) сертификат соответствия на ГБО на конкретный тип АТС согласно требованиям 3.3.3;

б) в отношении установки на конкретный тип АТС руководство по эксплуатации ГБО в соответствии с требованиями [1];

в) инструкция по установке ГБО на конкретный тип АТС в соответствии с требованиями [1] (или монтажные чертежи).

3.3.8 В состав ГБО должны входить элементы, предназначенные для работы на СНГ и КПГ, в соответствии с [2] и [3]:

а) газовый(ые) баллон(ы) для СНГ или КПГ;

б) вспомогательное оборудование баллона, которое может быть при необходимости оснащено газонепроницаемым кожухом;

в) регулятор давления (может быть оснащен предохранительным клапаном);

г) испаритель (может быть совмещен с регулятором давления);

д) заправочный блок;

е) газовый смеситель;

ж) газовый инжектор;

и) газовый дозатор;

к) датчик давления;

л) датчик температуры;

м) электронный блок управления;

н) газовый фильтр;

п) система переключения вида топлива и электрическая система;

р) дополнительный автоматический клапан (может быть выполнен в одном узле с регулятором давления);

с) трубопроводы:

1) гибкие трубопроводы (шланги);

2) жесткие трубопроводы.

По перечислению б) вспомогательное оборудование баллона для СНГ должно быть оснащено:

- 80%-ным стопорным клапаном;

- указателем уровня;

- предохранительным клапаном (разгрузочным клапаном);

- дистанционно-регулируемым рабочим клапаном с ограничительным клапаном.