Недействующий

Об утверждении Методических рекомендаций по проведению мониторинга качества финансового менеджмента (с изменениями на 22 октября 2020 года) (утратил силу на основании приказа Минфина России от 03.10.2024 № 437)

Приложение
к Методическим рекомендациям
по проведению мониторинга качества
финансового менеджмента,
утвержденным приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 14 ноября 2019 года N 1031



Направления мониторинга качества финансового менеджмента


Наименование направления

Комментарий

Качество управления расходами бюджета

Неправомерное использование бюджетных средств, в том числе нецелевое использование бюджетных средств

Значение показателя характеризует степень соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, в части исполнения бюджета, а также надежности внутреннего финансового контроля объекта мониторинга.

Ориентиром является недопущение неправомерного использования средств бюджета.

Несоблюдение правил планирования закупок

Значение показателя характеризует качество финансовой дисциплины, а также надежность внутреннего финансового контроля объекта мониторинга в сфере закупок.

Несоблюдением правил планирования закупок является включение в план закупок необоснованных объектов закупок, начальных (максимальных) цен контрактов; несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки); нарушение порядка (сроков) проведения или непроведение обязательного общественного обсуждения закупок; нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок.

Ориентиром является недопущение несоблюдения правил планирования закупок.

Нарушение требований к формированию и представлению документов, необходимых для планирования и исполнения бюджета

Значение показателя характеризует качество финансовой дисциплины, а также надежность внутреннего финансового контроля объекта мониторинга.

Ориентиром является недопущение нарушений.

Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет

Значение показателя характеризует качество финансовой дисциплины, а также надежность внутреннего финансового контроля объекта мониторинга.

Ориентиром является недопущение нарушений.

Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств на закупку товаров, работ и услуг

Значение показателя характеризует качество финансовой дисциплины, а также надежность внутреннего финансового контроля объекта мониторинга.

Ориентиром является недопущение нарушений.

Нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств бюджета

Значение показателя характеризует качество финансовой дисциплины, а также надежность внутреннего финансового контроля объекта мониторинга.

Ориентиром является недопущение нарушений.

Внесение изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись, бюджетную смету

Объем изменений показателей сводной бюджетной росписи (бюджетной росписи), бюджетной сметы в количественном и суммовом выражении характеризует качество планирования расходов объектом мониторинга.

Качество подготовки обоснований бюджетных ассигнований при формировании проекта закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период

Значение показателя характеризует качество подготовки объектом мониторинга обоснований бюджетных ассигнований, представляемых в финансовый орган, включая их соответствие бюджетному законодательству Российской Федерации, правовым основаниям возникновения расходных обязательств публично-правового образования, правилам формирования и представления обоснований бюджетных ассигнований.

Отклонение плановых и фактических показателей при кассовом планировании

Значение показателя характеризует качество прогнозирования исполнения расходов в текущем финансовом году, а также риски появления кассовых разрывов в текущем финансовом году за счет ненадлежащего кассового прогнозирования расходов бюджета.

Равномерность осуществления кассовых расходов бюджета

Значение показателя характеризует равномерность исполнения расходов бюджета в отчетном периоде, а также качество контроля за равномерностью исполнения расходов бюджета подведомственными объекту мониторинга участниками бюджетного процесса.

Доля неиспользованных на конец года бюджетных ассигнований

Значение показателя характеризует качество планирования и исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью (бюджетной росписью), бюджетной сметой. Анализ структуры исполнения (неисполнения) бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью (бюджетной росписью), бюджетной сметой в целом и (или) по отдельным показателям (видам расходов).

Ориентиром является снижение объема неисполненных на конец года бюджетных ассигнований.

Эффективность управления кредиторской задолженностью и дебиторской задолженностью

Негативным считается факт наличия и увеличения объема просроченной кредиторской задолженности и дебиторской задолженности.

Своевременность принятия бюджетных обязательств (по видам расходов)

Значение показателя характеризует риски неисполнения бюджетных ассигнований в отчетном периоде, а также качество контроля за своевременностью принятия бюджетных обязательств подведомственными объекту мониторинга участниками бюджетного процесса.

Нарушение правил, условий предоставления бюджетных инвестиций, субсидий

Значение показателя характеризует качество финансовой дисциплины, а также надежность внутреннего финансового контроля объекта мониторинга в отношении расходов на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Ориентиром является недопущение нарушений.

Анализ показателей, характеризующих объем незавершенного строительства

Увеличение или сохранение объемов незавершенного строительства на конец отчетного периода при условии сохранения уровня бюджетных инвестиций свидетельствует о необходимости принятия мер, направленных на снижение объема незавершенного строительства.

Ориентиром является устойчивая динамика снижения объема незавершенного строительства, в том числе при условии сохранения (не увеличения) уровня бюджетных инвестиций.

Нарушение условий формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов

Значение показателя характеризует качество финансовой дисциплины, а также надежность внутреннего финансового контроля объекта мониторинга.

Ориентиром является недопущение нарушений.

Анализ формирования и (или) финансового обеспечения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

Значение показателя характеризует качество планирования расходов на предоставление субсидий, равномерность предоставления субсидий на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), а также качество контроля объекта мониторинга за его подведомственными учреждениями, в отношении которых осуществляются функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений.

Анализ планирования и (или) исполнения расходов на предоставление субсидий на иные цели

Значение показателя позволяет оценить полноту, достаточность и равномерность предоставления субсидий на иные цели подведомственным объекту мониторинга бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых осуществляются функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, а также риски нарушения условий предоставления субсидий на иные цели.

Качество правовой базы, обеспечивающей предоставление средств из бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг

Значение показателя характеризует соответствие нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, регулирующих предоставление средств из бюджета, общим требованиям к этим нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам.

Иски о возмещении ущерба и (или) вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) объекта мониторинга либо его должностных лиц, в том числе с учетом категорий исков, установленных субъектом мониторинга

Значение показателя характеризует деятельность по правовой защите объекта мониторинга при предъявлении к нему исков о возмещении ущерба и (или) вреда от незаконных действий или бездействия объекта мониторинга или его должностных лиц (в количественном и (или) денежном выражении).

Иски о взыскании задолженности, в том числе с учетом категорий исков, установленных субъектом мониторинга

Значение показателя характеризует деятельность по правовой защите объекта мониторинга при предъявлении к нему исков о взыскании задолженности (в количественном и (или) денежном выражении).

Иски по денежным обязательствам получателей средств бюджета, в том числе с учетом категорий исков, установленных субъектом мониторинга

Значение показателя характеризует работу администраторов бюджетных средств, подведомственных объекту мониторинга, в области правовой защиты при предъявлении к ним исков о взыскании по принятым ими денежным обязательствам (в количественном и (или) денежном выражении).

Факт приостановления операций по расходованию средств подведомственных объекту мониторинга администраторов бюджетных средств в связи с нарушением процедур исполнения судебных актов свидетельствует о низком качестве финансового менеджмента.

Качество управления доходами и источниками финансирования дефицита бюджета

Качество правовой базы главного администратора (администратора) доходов бюджета и главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета

Значение показателя характеризует соответствие общим требованиям к правовым актам, регулирующим исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета.

Качество планирования поступлений доходов

Негативно расценивается как недовыполнение прогноза поступлений доходов бюджета, так и значительное перевыполнение плана по доходам в отчетном периоде.

Управление дебиторской задолженностью по доходам

Значение показателя характеризует состояние дебиторской задолженности и управление этой задолженностью, в том числе выполнение мер по повышению качества управления дебиторской задолженностью, а также показатель позволяет оценить риски возникновения просроченной дебиторской задолженности.

Качество управления просроченной дебиторской задолженностью по платежам в бюджет

Значение показателя характеризует качество администрирования доходов бюджета в отчетном периоде. Негативным считается наличие и рост просроченной дебиторской задолженности по платежам в бюджет.

Качество управления источниками финансирования дефицита бюджета

Значение показателя характеризует качество исполнения бюджетных полномочий, предусмотренных статьей 160.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Качество ведения учета и составления бюджетной отчетности

Нарушение порядка формирования и представления бюджетной отчетности

Значение показателя характеризует надежность внутреннего финансового контроля объекта мониторинга.

Ориентиром является отсутствие фактов нарушений порядка формирования и представления сводной, консолидированной бюджетной отчетности, выявленных по результатам проверки, в том числе проведенной органами государственного (муниципального) финансового контроля.

Нарушение порядка проведения инвентаризации активов и обязательств

Значение показателя характеризует качество проведения объектом мониторинга инвентаризации активов и обязательств.

Ориентиром является отсутствие фактов нарушений порядка проведения инвентаризации активов и обязательств, выявленных по результатам проверки, в том числе проведенной органами государственного (муниципального) финансового контроля.

Степень достоверности бюджетной отчетности

Степень достоверности бюджетной отчетности, определенная по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета, проведенной в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Качество организации и осуществления внутреннего финансового аудита

Качество организации внутреннего финансового аудита

Наличие у объектов мониторинга и соответствие их ведомственных (внутренних) актов, обеспечивающих осуществление внутреннего финансового аудита, положениям федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.

Наличие решения руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств об организации внутреннего финансового аудита.

Выполнение установленных требований является положительным фактором, способствующим повышению качества финансового менеджмента.

Качество планирования и проведения аудиторских мероприятий, реализации результатов проведения аудиторских мероприятий

Оценка плана проведения аудиторских мероприятий, программ аудиторских мероприятий, заключений по результатам проведения аудиторских мероприятий, годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита на предмет их соответствия требованиям федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.

Ориентиром является осуществление субъектом внутреннего финансового аудита деятельности, предусмотренной пунктом 1 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и направленной на выявление бюджетных рисков, подготовку предложений и рекомендаций по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля.

Выполнение установленных требований является положительным фактором, способствующим повышению качества финансового менеджмента.

Качество управления активами

Недостачи и хищения

Негативно расценивается наличие фактов недостач и хищений государственной (муниципальной) собственности, выявленных по результатам проверки, в том числе проведенной органами государственного (муниципального) финансового контроля.

Нарушения при управлении и распоряжении собственностью

Негативно расценивается наличие фактов нарушений при управлении и распоряжении государственной (муниципальной) собственностью, выявленных по результатам проверки, в том числе проведенной органами государственного (муниципального) финансового контроля.

Эффективность расходов на содержание недвижимого имущества

Негативно расценивается факт значительного превышения расходов объекта мониторинга на содержание недвижимого имущества над средним значением таких расходов, рассчитанным по всем объектам мониторинга.

Качество управления недвижимым имуществом, переданным в аренду

Показатель характеризует эффективность управления недвижимым имуществом, переданным объектом мониторинга в аренду.

Негативно расценивается заниженная (завышенная) сумма арендной платы по отношению к среднему значению стоимости аренды 1 кв.м аналогичного недвижимого имущества.

Качество исполнения бюджетных процедур во взаимосвязи с выявленными бюджетными нарушениями

Исполнение представлений органов государственного (муниципального) финансового контроля

Значение показателя характеризует наличие фактов и качество исполнения представлений органов государственного (муниципального) финансового контроля в части выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (в том числе характеризующих качество управления расходами и доходами бюджета, ведения учета и составления бюджетной отчетности, организации и осуществления внутреннего финансового аудита), а также управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Ориентиром является отсутствие неисполненных представлений, устранение выявленных нарушений.

Исполнение предписаний органов государственного (муниципального) финансового контроля

Значение показателя характеризует наличие фактов и качество исполнения предписаний органов государственного (муниципального) финансового контроля в части выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (в том числе характеризующих качество управления расходами и доходами бюджета, ведения учета и составления бюджетной отчетности, организации и осуществления внутреннего финансового аудита), а также управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Ориентиром является отсутствие неисполненных предписаний, устранение выявленных нарушений.

Исполнение представлений об устранении нарушений, в том числе бюджетных нарушений, направленных органами прокуратуры

Значение показателя характеризует наличие фактов нарушений у объекта мониторинга, а также полноту и своевременность устранения этих нарушений по результатам проверок, проведенных органами прокуратуры.



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"