1. Методические рекомендации по проведению мониторинга качества финансового менеджмента (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с абзацем сороковым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 31, ст.4466) в целях обеспечения единого подхода к организации и проведению финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), а также главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств) мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренного пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 30, ст.4101).
2. Методические рекомендации направлены на оказание финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) и главным администраторам бюджетных средств, которые проводят мониторинг качества финансового менеджмента, содействия по вопросам проведения мониторинга качества финансового менеджмента, разработки порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренного пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также определения случаев и порядка передачи полномочий по проведению мониторинга качества финансового менеджмента.
3. Методические рекомендации не содержат обязательных требований, не устанавливают правовых норм, носят рекомендательный характер и могут учитываться при проведении мониторинга качества финансового менеджмента, в том числе могут быть использованы при подготовке нормативных правовых актов и ведомственных (внутренних) актов, определяющих порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента.
4. В настоящих Методических рекомендациях:
под финансовым менеджментом понимается организация и исполнение распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств), главным администратором бюджетных средств, финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) бюджетных процедур в целях исполнения бюджетных полномочий;
под бюджетными процедурами понимаются процедуры, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности;
под операцией (действием) по выполнению бюджетной процедуры понимается одна из совокупности операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, и (или) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе контрольное действие, последовательное выполнение которых в соответствии с требованиями правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и ведомственных (внутренних) актов главного администратора (администратора) бюджетных средств позволяет достичь результат выполнения бюджетной процедуры;
под значением показателя качества финансового менеджмента понимается величина, характеризующая результат выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
под целевым значением показателя качества финансового менеджмента понимается целевой ориентир значения показателя качества финансового менеджмента, достижение которого свидетельствует о высоком качестве финансового менеджмента. Качество финансового менеджмента определяется по результатам проведения мониторинга качества финансового менеджмента;
под мониторингом качества финансового менеджмента понимается проводимый субъектом мониторинга анализ и оценка исполнения объектом мониторинга бюджетных полномочий, в том числе результатов выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, а также управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
под субъектом мониторинга понимается финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) и главный администратор бюджетных средств, которые проводят мониторинг качества финансового менеджмента;
под объектом мониторинга понимается главный администратор средств соответствующего бюджета, подведомственный ему администратор бюджетных средств, в отношении которых проводится мониторинг качества финансового менеджмента;
под главным администратором средств соответствующего бюджета понимаются органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, органы местной администрации, а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов бюджета, и иные организации, которые в обязательном порядке осуществляют бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, а также могут осуществлять бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со статьями 158, 160.1 и 160.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 16, ст.1825). В частности, в отношении территориального органа федерального органа исполнительной власти, являющегося главным администратором доходов бюджета субъекта Российской Федерации и не являющегося главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации не проводит мониторинг качества финансового менеджмента;
под бюджетным риском понимается возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств.
5. Мониторинг качества финансового менеджмента во исполнение требований пункта 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации проводится:
1) финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в установленном им порядке в отношении главных администраторов средств соответствующего бюджета;
2) главным администратором бюджетных средств в установленном им порядке в отношении подведомственных ему администраторов бюджетных средств.
6. Мониторинг качества финансового менеджмента проводится в целях:
определения качества финансового менеджмента объектов мониторинга;
предупреждения, выявления и пресечения бюджетных нарушений, определенных статьей 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 30, ст.4101);
выявления объектами мониторинга бюджетных рисков;
подготовки и реализации объектами мониторинга мер, направленных на минимизацию (устранение) бюджетных рисков, повышение качества финансового менеджмента, в том числе на достижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента.
7. Представленные Методические рекомендации носят обобщенный характер, и каждый субъект мониторинга исходя из особенностей осуществления бюджетных полномочий объектами мониторинга и в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать в том числе:
1) вид правового акта, которым устанавливается порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента;
2) правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, в частности, дополнять, исключать и (или) уточнять приведенные в Методических рекомендациях показатели качества финансового менеджмента, формулы и подходы (критерии), используемые для их расчета и анализа, а также устанавливать целевые значения показателей качества финансового менеджмента;
3) правила формирования и представления информации, необходимой для проведения указанного мониторинга, в частности, определять источники информации, сроки предоставления необходимых сведений и формы этих сведений, особенности взаимодействия субъектов и объектов мониторинга при обмене информацией;
4) правила формирования и представления отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, в частности, определять форму и содержание этого отчета, периодичность и особенности его публикации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также способы использования информации, содержащейся в отчете о результатах мониторинга качества финансового менеджмента;
5) иные положения, необходимые для проведения мониторинга качества финансового менеджмента, в частности, определять случаи и порядок передачи полномочий по проведению мониторинга качества финансового менеджмента.