Методические рекомендации по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры
ВНЕСЕНЫ: Изменения, утвержденные и введенные в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства спорта Российской Федерации от 28.06.2021 N 414/пр/473; Изменения, утвержденные и введенные в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства спорта Российской Федерации от 12.01.2024 N 8/пр/6
Изменения внесены изготовителем базы данных
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания методического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими правил благоустройства территории муниципального образования в части установления требований к оборудованию общественных и дворовых территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов средствами спортивной и детской инфраструктуры (далее - благоустройство территорий) в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и национального проекта "Жилье и городская среда".
1.2. В настоящих Методических рекомендациях изложены основные подходы, качественные характеристики и показатели, рекомендуемые к применению при подготовке правил благоустройства территорий в части уличной детской игровой и спортивной инфраструктуры в целях формирования безопасной, экологически благоприятной, удобной и привлекательной городской среды.
1.3. Методические рекомендации направлены на обеспечение создания комфортной городской среды, способствующей комплексному и устойчивому развитию муниципальных образований в части привлечения населения к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту через развитие уличной детской игровой и спортивной инфраструктуры.
Открытая плоскостная детская игровая и спортивная инфраструктура способствует формированию возможностей для создания новых связей, общения и взаимодействия граждан и сообществ, социализации детей и маломобильных групп населения через их участие в совместных играх, мероприятиях и соревнованиях, а также проектировании и реализации проектов площадок, их содержанию и эксплуатации, совместных усилий по созданию условий для ведения здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом.
1.4. Методические рекомендации могут быть применены при благоустройстве территорий с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры (детские игровые площадки, инклюзивные спортивно-игровые площадки, предусматривающие возможность для игр, в том числе совместных, детей, у которых отсутствуют ограничения здоровья, препятствующие физической активности, и детей с ограниченными возможностями здоровья, детские спортивные площадки, спортивные площадки, инклюзивные спортивные площадки, предназначенные для занятий физкультурой и спортом людьми с ограниченными возможностями здоровья, спортивные комплексы для занятий активными видами спорта, спортивно-общественные кластеры, площадки воздушно-силовой атлетики), иных общественных территорий, дворовых территорий.
(Измененная редакция, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства спорта Российской Федерации от 28.06.2021 N 414/пр/473).
1.5. Участниками деятельности по благоустройству территорий (включая территории с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры) могут являться:
а) граждане, общественные организации, объединения граждан, которые принимают участие в выборе территории, подлежащей благоустройству, и обсуждении проектов благоустройства, в отдельных случаях - участвуют в выполнении работ по благоустройству;
б) органы местного самоуправления, которые формируют техническое задание на благоустройство территорий, проводят торги, выбирают подрядчиков, осуществляют финансирование работ по благоустройству и их приемку;
в) хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории соответствующего муниципального образования, которые могут участвовать в формировании запроса на благоустройство территории, а также в финансировании мероприятий по благоустройству и их реализации;
г) представители профессиональных сообществ, в том числе архитекторы и дизайнеры, которые разрабатывают концепции объектов благоустройства и создают рабочую документацию;
д) представители спортивного сообщества - спортивные общественные организации, федерации и клубы, которые могут участвовать в разработке концепций мест занятий физической культурой и спортом в части функционального развития территории, с учетом качественной и эффективной эксплуатации создаваемой спортивной инфраструктуры;
е) исполнители работ по благоустройству территорий;
ж) иные заинтересованные лица.
2.1. На территориях населенных пунктов, легко доступных для большого количества граждан, целесообразно размещать объекты с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры (далее - площадки), позволяющие использовать их с максимальной эффективностью, круглогодично.
2.2. В качестве приоритетных объектов для благоустройства территорий населенного пункта рекомендуется выбирать массово посещаемые и (или) востребованные у населения территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (далее - общественные территории), и прилегающие к многоквартирным домам территории, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства (далее - дворовые территории) населенного пункта, с учетом объективной потребности в их развитии, экономической эффективности реализации, планов развития населенного пункта, синхронизации с мероприятиями, предусмотренными иными федеральными проектами, реализация которых запланирована на территории населенного пункта.
Концепцию благоустройства для каждой территории целесообразно создавать с учётом потребностей жителей населенного пункта и иных лиц, а также с учётом стратегических задач развития городской среды.
(Измененная редакция, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства спорта Российской Федерации от 28.06.2021 N 414/пр/473).
2.3. Решения по вопросам благоустройства территорий рекомендуется принимать с учетом мнения жителей населенных пунктов, в том числе с учетом мнения законных представителей детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом в зависимости от особенностей проекта благоустройства привлечение жителей к решению вопросов о благоустройстве территорий, разработке и реализации мероприятий по благоустройству может быть прямым или опосредованным через общественные организации, ассоциации и объединения предпринимателей, иных заинтересованных лиц. Органы местного самоуправления могут рекомендовать местным жителям инициировать проекты благоустройства, участвовать в голосовании, обсуждении таких проектов, в том числе с использованием электронных технологий, участвовать в реализации мероприятий и решений, а также иным образом принимать участие в решении вопросов, связанных с благоустройством территорий.
(Измененная редакция, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства спорта Российской Федерации от 28.06.2021 N 414/пр/473).
2.4. Реализацию комплексных проектов благоустройства территорий рекомендуется осуществлять с привлечением финансирования инвесторов, развивающих данную территорию, и использованием механизмов государственно-частного партнерства.
2.5. Проекты благоустройства территорий, в том числе проекты создания площадок различного функционального назначения, целесообразно разрабатывать с учетом приоритета пешеходов, доступности общественного транспорта и велосипедного транспорта. При этом пешеходные и велосипедные маршруты в рамках проектов по благоустройству территорий рекомендуется делать доступными, в том числе для детей в возрасте до 3 лет и маломобильных групп населения (далее - МГН).
(Измененная редакция, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства спорта Российской Федерации от 28.06.2021 N 414/пр/473).
2.6. Рекомендуется обеспечивать взаимосвязь городских пространств, доступность объектов инфраструктуры и сервиса, в том числе для МГН.
2.7. Проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, содержание и эксплуатацию площадок различного функционального назначения рекомендуется осуществлять в соответствии с требованиями по охране и поддержанию здоровья человека, охраны исторической и природной среды.
2.8. Приоритет продвижения здорового образа жизни через использование открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры при планировании и реализации проектов благоустройства территорий может быть обеспечен посредством внесения изменений в местные нормативы градостроительного проектирования, учет продвижения здорового образа жизни через занятия физической культурой и спортом по месту жительства и учебы в составе стратегии социально-экономического развития, муниципальных программах, генеральных планах, правилах землепользования и застройки, проектах планировки территории, проектной документации на объекты капитального строительства.
2.9. Деятельность по благоустройству территории, включая создание площадок различного функционального назначения, как правило, предусматривает разработку проектной документации по благоустройству территорий, проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, содержание и эксплуатацию объектов благоустройства.
2.10. При благоустройстве общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры рекомендуется предусматривать:
а) организацию и размещение на благоустраиваемой и прилегающих территориях разнообразных социальных и коммерческих сервисов. Для объектов, предназначенных для проведения массовых спортивных мероприятий и соревнований, рекомендуется предусматривать места для переодевания, хранения одежды и обуви, пункты проката спортивного инвентаря, туалеты, комнаты матери и ребенка, иные сервисы;
б) решения, способствующие безопасности движения пешеходов и велосипедистов, а также увеличению длительности и повышению удобства прогулок. Привлекательность прогулок для пешеходов и велосипедистов может быть обеспечена путем размещения на протяжении маршрутов объектов и сервисов, обеспечивающих коммуникационные, рекреационные, физиологические и иные потребности пешеходов и велосипедистов;
в) создание приватных зон, отделенных элементами благоустройства, например, площадки для тихого отдыха людей старшего возраста (на общественных территориях, предназначенных для активной общественной жизни, включая открытую плоскостную детскую игровую и спортивную инфраструктуру);
г) архитектурно-планировочные решения, направленные на защиту открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры от вредных факторов окружающей среды (шум, пыль, загазованность), например, с помощью посадки зеленых насаждений;
д) технические решения, направленные на обеспечение ориентации пешеходов, в том числе с помощью навигационных указателей перемещения пешеходов, беспрепятственного доступа МГН, безбарьерного пешеходного уровня;
е) сохранение и (или) создание озелененных территорий, высадку зеленых насаждений - деревьев и кустарников;
ж) обеспечение на благоустраиваемой территории необходимого уровня освещения.
3.1. На общественных и дворовых территориях населенного пункта могут размещаться, в том числе, следующие виды площадок:
детские игровые площадки;
инклюзивные детские игровые площадки, инклюзивные детские спортивные площадки, предусматривающие возможность для игр, в том числе совместных, детей, у которых отсутствуют ограничения здоровья, препятствующие физической активности, и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - инклюзивные спортивно-игровые площадки);
детские спортивные площадки;
спортивные площадки, в том числе многофункциональные спортивные площадки, физкультурно-оздоровительные комплексы открытого типа, а также площадки для выполнения нормативов ГТО (далее - спортивные площадки);
инклюзивные спортивные площадки, предусматривающие возможность для занятий физкультурой и спортом взрослыми людьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - инклюзивные спортивные площадки);
спортивные комплексы для занятий активными видами спорта;
спортивно-общественные кластеры;
площадки воздушно-силовой атлетики (далее - площадки ВСА).
(Измененная редакция, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства спорта Российской Федерации от 28.06.2021 N 414/пр/473).
3.2. Рекомендуется обеспечить создание достаточного количества площадок различных видов для свободного посещения всеми категориями населения на каждой общественной и дворовой территории.
3.3. Планирование функционала и (или) функциональных зон площадок рекомендуется осуществлять с учетом:
а) площади земельного участка, предназначенного для размещения площадки и (или) реконструкции площадки;
б) предпочтений (выбора) жителей;
в) развития видов спорта в муниципальном образовании (популярность, возможность обеспечить методическую поддержку, организовать спортивные мероприятия);
г) экономических возможностей для реализации проектов по благоустройству;
д) требований к безопасности площадок (технические регламенты, национальные стандарты Российской Федерации, санитарные правила и нормы);
е) природно-климатических условий;
ж) возраста, половозрастных характеристик населения прилегающей территории;
з) фактического наличия площадок (обеспеченности площадками с учетом их функционала) на прилегающей территории;
и) создания условий доступности площадок для всех категорий жителей;
к) структуры прилегающей жилой застройки.
3.4. Площадки рекомендуется создавать с большим разнообразием функциональных возможностей, использовать универсальное, многофункциональное оборудование (совмещающее функции нескольких типов оборудования), инклюзивное оборудование, предусматривающее возможность использования, в том числе совместного, людьми, у которых отсутствуют ограничения здоровья, препятствующие физической активности, и людьми с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет обеспечивать при меньших затратах большую пропускную способность и большую привлекательность инфраструктуры.
(Измененная редакция, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства спорта Российской Федерации от 28.06.2021 N 414/пр/473).
3.5. При планировании размеров площадок (функциональных зон площадок) рекомендуется учитывать:
а) размеры территории, на которой будет располагаться площадка;
б) функциональное предназначение и состав оборудования;
в) требования документов по безопасности площадок (зоны безопасности оборудования);
г) наличие других элементов благоустройства (разделение различных функциональных зон);
д) расположение подходов к площадке;
е) пропускную способность площадки.
3.6. Площадки могут быть организованы в виде отдельных площадок для различных возрастных групп жителей населенного пункта или как комплексы из игровых и спортивных площадок с зонированием по возрастным группам и интересам, а также с учетом особенностей здоровья.