Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста
(с изменениями на 20 августа 2021 года)
Наименование мероприятия | Ожидаемый результат | Ответственные исполнители | Срок исполнения | |
I. Обеспечение доступности качественного образования в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации | ||||
1. Повышение уровня обеспеченности педагогическими кадрами региональных систем общего образования | ||||
1. | Сбор и систематизация статистических данных, а также анализ данных общественных организаций и открытых источников информации (средств массовой информации) о кадровом обеспечении сферы общего образования в субъектах Российской Федерации | аналитический отчет | Минпросвещения России, | 1 марта 2020 г., далее - ежегодно |
2. | Проведение мониторинга обеспеченности кадрами общеобразовательных организаций | приказ Минпросвещения России, информационно- | Минпросвещения России, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации | 20 февраля |
3. | Формирование перечня наиболее востребованных должностей педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе по учебным предметам (предметным областям) | акт Минпросвещения России | Минпросвещения России, Минобрнауки России, | 31 марта 2020 г., далее - ежегодно |
4. | Проведение анализа региональных систем оплаты труда педагогических работников | предложения по совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников | Минпросвещения России, | 1 мая 2020 г. |
5. | Утверждение формы паспорта региональной системы общего образования, включающего региональный план мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению региональных систем общего образования | акт Минпросвещения России | Минпросвещения России, | 1 мая 2020 г. |
6. | Направление в Минпросвещения России субъектами Российской Федерации проектов паспортов региональных систем общего образования, включающих региональные планы мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению региональных систем общего образования | согласованные с Минпросвещения России проекты паспортов региональных систем общего образования, включающих региональные планы мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению региональных систем общего образования | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, | 1 июля 2020 г. |
7. | Утверждение паспортов региональных систем общего образования, включающих региональные планы мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению региональных систем общего образования | акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минпросвещения России, | 1 сентября 2020 г. |
8. | Представление в Минпросвещения России субъектами Российской Федерации отчетов о реализации мероприятий по созданию дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом количества обучающихся, вызванным демографическим фактором, и ликвидации проблем кадрового обеспечения региональных систем общего образования на основе паспортов региональных систем общего образования | информационно- | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования | 1 сентября 2021 г., далее - ежегодно |
9. | Формирование прогноза потребности в подготовке педагогических кадров по образовательным программам высшего образования | ежегодный план заявок на подготовку педагогических кадров с целью формирования предложений о распределении контрольных цифр приема по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки" | Минпросвещения России, Минобрнауки России, | 1 сентября 2020 г., далее - до 1 мая ежегодно |
2. Модернизация системы подготовки педагогических кадров | ||||
10. | Определение потребности в объеме целевого обучения в целях адресного решения проблемы кадровой укомплектованности общеобразовательных организаций на среднесрочную и долгосрочную перспективу (на основе данных утвержденных паспортов региональных систем общего образования, включающих региональные планы мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению региональных систем общего образования) | предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, с участием органов местного самоуправления, Минпросвещения России, Минобрнауки России | 20 сентября |
11. | Подготовка предложений по совершенствованию федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и соответствующих примерных основных образовательных программ в части подготовки учителей, владеющих компетенциями по преподаванию учебных предметов в рамках одной предметной области | внесение изменений в примерные основные образовательные программы, | Минобрнауки России, Минпросвещения России | 31 марта 2021 г. |
12. | Предоставление возможности студентам, обучающимся по программам высшего образования, прохождения учебных модулей и практики педагогического профиля по направлению подготовки | внесение изменений в примерные основные образовательные программы | Минобрнауки России, Минпросвещения России | 1 сентября 2020 г. |
II. Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров | ||||||||
1. Создание и внедрение единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с учетом формирования инфраструктуры и применения инновационных технологий для адресной реализации программ дополнительного профессионального образования | ||||||||
13. | Разработка и утверждение единой федеральной системы научно- | акт Минпросвещения России | Минпросвещения России, | 1 августа 2020 г. | ||||
14. | Создание федерального реестра дополнительных профессиональных программ, отвечающих современным задачам системы образования, в том числе повышению результатов участия российских школьников в международных исследованиях | отчет о создании федерального реестра дополнительных профессиональных программ | Минпросвещения России, | 15 декабря 2020 г. | ||||
15. | Формирование сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников | нормативные правовые акты, организационная и методическая документация по обеспечению деятельности центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, Минпросвещения России | 15 декабря 2020 г., далее - ежегодно | ||||
16. | Подготовка и утверждение плана мероприятий по участию образовательных организаций высшего образования в формировании единой федеральной системы научно- | план мероприятий по участию образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минпросвещения России, в формировании единой федеральной системы научно- | Минпросвещения России, Минобрнауки России | 30 декабря 2020 г. | ||||
17. | Создание на базе образовательных организаций высшего образования научно-методических центров сопровождения педагогических работников, обеспечивающих привлечение материально- | методические рекомендации Минпросвещения России о порядке создания и функционирования научно- | Минпросвещения России, | 15 февраля | ||||
18. | Реализация мероприятий, направленных на разработку и обновление дополнительных профессиональных программ для педагогических работников и управленческих кадров | обновленные дополнительные профессиональные программы, внесенные в федеральный реестр дополнительных профессиональных программ | Минпросвещения России, заинтересованные организации дополнительного профессионального образования | 1 мая 2021 г., далее - ежегодно | ||||
19. | Подготовка методических рекомендаций по разработке и внедрению инновационных технологий в реализацию дополнительных профессиональных программ, в том числе созданию сети симуляционных центров (виртуальных лабораторий) | методические рекомендации Минпросвещения России | Минпросвещения России, Минобрнауки России, | 1 февраля 2021 г., далее - ежегодно | ||||
20. | Внедрение субъектами Российской Федерации единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров с учетом существующих региональных систем методической поддержки педагогических работников | акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление | 25 июля 2021 г., далее - ежегодно | ||||
21. | Организация обмена опытом и лучшими педагогическими практиками | отчеты субъектов Российской Федерации, перечень лучших педагогических практик | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, Минпросвещения России | 1 апреля 2021 г., далее - ежегодно | ||||
2. Разработка модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций | ||||||||
22. | Организация разработки на основе предложений Минпросвещения России и совета по профессиональным квалификациям в сфере образования профессионального стандарта руководителя общеобразовательной организации | приказ Минтруда России | Минтруд России, | 15 марта 2021 г. | ||||
23. | Разработка методических рекомендаций по аттестации руководителей общеобразовательных организаций | методические рекомендации Минпросвещения России по аттестации руководителей общеобразователь- | Минпросвещения России, | 15 февраля 2021 г. | ||||
24. | Разработка концепции единой федеральной системы формирования кадрового резерва руководителей общеобразовательных организаций на основе результатов аттестации на соответствие должности "Руководитель общеобразовательной организации", включающей в себя независимую оценку управленческих компетенций и публичную защиту программы развития организации | акт Минпросвещения России | Минпросвещения России, | 1 июня 2021 г. | ||||
III. Стимулирование профессионального роста педагогических работников | ||||||||
25. | Проведение анализа нормативной правовой базы, правоприменительной практики и лучших практик регионов, регламентирующих аттестацию педагогических кадров, независимую оценку квалификаций в Российской Федерации | аналитический отчет | Минпросвещения России | 1 марта 2020 г. | ||||
26. | Разработка и согласование оценочных средств для проведения профессионального экзамена | протокол заседания совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, включающий решение об утверждении фонда оценочных средств для проведения профессионального экзамена | совет по профессиональным квалификациям в сфере образования, Минпросвещения России, | 1 ноября 2020 г. | ||||
27. | Разработка предложений о внесении изменений в порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность | проект приказа Минпросвещения России о внесении изменений в приказ Минобрнауки России "Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" | Минпросвещения России, | 1 июня 2020 г. | ||||
28. | Внесение изменений в порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность | приказ Минпросвещения России | Минпросвещения России, Минтруд России, Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации | 30 декабря 2020 г. | ||||
29. | Разработка предложений по обновлению системы квалификационных категорий педагогических работников с учетом общественных и экспертных обсуждений | аналитический доклад по перспективам обновления системы квалификационных категорий педагогических работников | Минпросвещения России, | 30 декабря 2020 г. | ||||
30. | Проведение пилотной апробации присвоения обновленных квалификационных категорий | аналитический отчет о проведении пилотной апробации | Минпросвещения России, Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования | 1 сентября 2021 г. - 1 июня 2022 г. | ||||
31. | Организация разработки и общественного обсуждения порядка присвоения обновленных квалификационных категорий с учетом результатов пилотной апробации порядка присвоения обновленных квалификационных категорий | проект приказа Минпросвещения России | Минпросвещения России, Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования | 1 августа 2022 г. | ||||
32. | Утверждение порядка присвоения обновленных квалификационных категорий с учетом результатов пилотной апробации порядка присвоения обновленных квалификационных категорий | приказ Минпросвещения России | Минпросвещения России | 30 декабря 2022 г. | ||||
33. | Разработка и внедрение системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях | методические рекомендации Минпросвещения России, содержащие проект примерного положения о наставничестве для педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования, включающего положения о необходимости стимулирования педагогических работников, осуществляющих наставническую деятельность, и мониторинга работы "наставник - наставляемый | Минпросвещения России, Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации | 31 декабря 2021 г.
| ||||
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2021 года N 2283-р. - См. предыдущую редакцию) | ||||||||
33_1. | Утверждение в субъектах Российской Федерации положений о наставничестве для педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования, включающих положения о необходимости стимулирования педагогических работников, осуществляющих наставническую деятельность, и мониторинга работы "наставник - наставляемый" | акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, Минпросвещения России | 31 декабря 2022 г. | ||||
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2021 года N 2283-р) | ||||||||
33_2. | Мониторинг внедрения системы наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования | отчет Минпросвещения России о внедрении системы наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования | Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования | 31 декабря 2022 г., далее до 2025 года - ежегодно | ||||
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2021 года N 2283-р) | ||||||||
33_3. | Принятие актов субъектов Российской Федерации, регулирующих реализацию мер стимулирования наставничества обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования | акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, Минпросвещения России | 31 декабря 2022 г.". | ||||
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2021 года N 2283-р) | ||||||||
34. | Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства педагогических работников | положения о конкурсах профессионального мастерства педагогических работников, регламенты проведения конкурсов | Минпросвещения России, | ежегодно | ||||
IV. Контроль реализации основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста | ||||||||
35. | Анализ по итогам мониторинга выполнения мероприятий основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста | доклад в Правительство Российской Федерации | Минпросвещения России, Минобрнауки России, | 30 декабря 2020 г., далее - ежегодно |
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"