Действующий

Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия

IV.B  Список всемирного наследия, находящегося под угрозой

     

Руководство по включению объектов в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой

177.

В соответствии со Статьей 11 (п.4) Конвенции, Комитет может внести объект в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, если соблюдаются следующие требования:

a) рассматриваемый объект входит в Список всемирного наследия;

b) объекту угрожает серьезная и конкретная опасность;

c) для сохранения объекта необходимо проведение крупномасштабных работ;

d) в отношении объекта запрашивалось содействие в рамках Конвенции; Комитет придерживается мнения, что в определенных случаях наиболее эффективным проявлением содействия может стать выражение озабоченности со стороны Комитета, в том числе направление уведомления о включении объекта в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, и что подобное содействие может запрашиваться любым членом Комитета или Секретариата.

Критерии включения объектов с Список всемирного наследия, находящегося под угрозой

178.

Комитет может включить объект всемирного наследия, согласно определению, изложенному в статьях 1 и 2 Конвенции, в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, если выяснится, что состояние данного объекта соответствует, по крайней мере, одному из критериев, приведенных для любого из двух перечисленных ниже случаев.

179.

Для объектов культурного наследия:

a) УСТАНОВЛЕННАЯ ОПАСНОСТЬ - объекту угрожает конкретная и неизбежная опасность, существование которой доказано, к примеру:

i) серьезное разрушение материалов;

ii) серьезное повреждение конструкций и/или декоративных элементов;

iii) серьезное нарушение архитектурной и/или градостроительной связности;

iv) серьезное ухудшение состояния городской или сельской среды, или природного окружения;

v) значительная утрата исторической подлинности;

vi) существенная утрата культурной значимости.

b) ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ - на объект воздействуют факторы, угрожающие лишить объект присущих ему характеристик. Такими факторами могут быть, к примеру:

i) изменение юридического статуса объекта и связанное с этим снижение категории охраны;

ii) отсутствие политики сохранения;

iii) угрожающие последствия реализации проектов по региональному планированию;

iv) угрожающие последствия реализации градостроительных проектов;

v) возникновение или угроза вооруженного конфликта;

vi) угрожающие воздействия климатических, геологических, или иных факторов, связанных с окружающей средой.

180.

Для объектов природного наследия:

a) УСТАНОВЛЕННАЯ ОПАСНОСТЬ - объекту угрожает конкретная и неизбежная опасность, существование которой доказано, к примеру:

i) значительное сокращение - в результате естественных факторов, таких как заболевания, или антропогенных факторов, таких как браконьерство - тех популяций исчезающих видов или иных видов, имеющих выдающуюся универсальную ценность, необходимость охраны которых определила юридический статус данного объекта;

ii) значительное нарушение естественной красоты или научной ценности объекта в результате расположения поселений на территории объекта, строительства водохранилищ, затопивших важные участки объекта, промышленного и сельскохозяйственного развития, в том числе, с использованием пестицидов и минеральных удобрений, масштабного гражданского строительства, добычи полезных ископаемых, загрязнения окружающей среды, заготовок леса и древесного топлива и т.п.;

iii) наступление хозяйственной деятельности на границы объекта или окружающие участки, угрожающее целостности объекта;

b) ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ - на объект воздействуют масштабные факторы, угрожающие лишить объект присущих ему характеристик. Такими факторами могут быть, к примеру:

i) изменение юридического охранного статуса объекта;

ii) проекты по переселению или застройке в пределах объекта или на территории, расположенной таким образом, что возможные последствия реализации таких проектов представляют угрозу для данного объекта;

iii) возникновение или угроза вооруженного конфликта;

iv) отсутствие или недостаточность плана или системы управления, или их неполная реализация;

v) угрожающие воздействия климатических, геологических, или иных факторов, связанных с окружающей средой.

181.

Кроме того, угрожающие факторы и/или их пагубное воздействие на целостность объекта, должны поддаваться коррекции в результате принимаемых мер. Для объектов культурного наследия угрозу могут представлять как естественные, так и антропогенные факторы, в то время как для объектов природного наследия основную угрозу целостности объекта представляют антропогенные факторы и лишь в редких случаях - естественные факторы (например, эпидемические заболевания). В некоторых случаях угрожающие факторы и/или их пагубное воздействие на целостность объекта могут быть скорректированы с помощью административных или законодательных мер, таких как отказ от масштабного проекта по гражданскому строительству или оптимизация юридического статуса и т.п.

182.

При рассмотрении вопроса о включении объекта культурного или природного наследия в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, Комитет может принять во внимание следующие дополнительные факторы:

a) Правительства принимают решения, которые могут оказать воздействие на состояние объектов всемирного наследия, после сбалансированной оценки всех факторов. Во многих случаях совет Комитета всемирного наследия может оказаться решающим, если существует возможность дать его до возникновения реальной угрозы объекту.

b) Физический или культурный ущерб, нанесенный объекту, в особенности в случае установленной опасности, должен оцениваться, исходя из глубины последствий, и анализироваться поэтапно.

c) В первую очередь, необходимо учитывать следующие факторы, в особенности в случаях потенциальной опасности:

i) угроза должна оцениваться в соответствии с естественной эволюцией социальных и экономических условий, в которых объект существует;

ii) во многих случаях невозможно оценить угрозу, такую, к примеру, как угроза вооруженного конфликта, в плане ее последствий для природного или культурного наследия;

iii) некоторые угрозы не носят неизбежный характер, и могут быть только спрогнозированы, например, демографический рост.

d) Наконец, при принятии решения Комитет должен также принимать во внимание любые причины неизвестного или непредвиденного характера, угрожающие объекту природного или культурного наследия.

Процедура включения объектов в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой

183.

При рассмотрении вопроса о включении объекта в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, Комитет должен разработать и, по мере возможности, принять, после проведения консультаций с соответствующим государством - стороной Конвенции, требования к Ожидаемому состоянию сохранности для исключения объекта из Списка всемирного наследия, находящегося под угрозой, и программу корректирующих мер по данному объекту.

184.

Для разработки указанной выше программы корректирующих мер Комитет просит Секретариат, по возможности, установить, при содействии соответствующего государства - стороны Конвенции, текущее состояние объекта, угрожающие ему опасности и возможность принятия корректирующих мер. Комитет может далее принять решение о направлении на объект миссии Реактивного мониторинга, состоящей из экспертов из соответствующих Консультативных органов или иных организаций, для оценки характера и степени угрозы объекту и внесения предложений по мерам, которые необходимо принять. В некоторых случаях государство - сторона Конвенции может пригласить Консультативную миссию для предоставления консультаций и рекомендаций.

185.

Секретариат представляет в Комитет полученную информацию вместе с комментариями государства - стороны Конвенции и соответствующих Консультативных органов или иных организаций.

186.

Комитет изучает имеющуюся информацию и принимает решение в отношении включения объекта в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Любое решение по данному вопросу принимается большинством в две трети голосов присутствующих членов Комитета с правом голоса. Далее Комитет определяет программу корректирующих мер, которая предлагается соответствующему государству - стороне Конвенции для безотлагательного осуществления.

187.

Комитет сообщает соответствующему государству - стороне Конвенции о своем решении и незамедлительно выпускает публичное извещение о таком решении, действуя в соответствии со статьей 11.4 Конвенции.

188.

Секретариат публикует обновленный Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, в печатной форме; этот список также доступен по следующей ссылке: http://whc.unesco.org/en/danger

189.

Комитет выделяет из Фонда всемирного наследия специально предусмотренные средства в значительном объеме на финансирование возможной помощи объектам всемирного наследия, включенным в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой.

Регулярная проверка состояния сохранности объектов, включенных в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой

190.

Комитет ежегодно проверяет состояние сохранности объектов, включенных в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Такая проверка включает такие процедуры мониторинга и экспертные миссии, которые Комитет сочтет необходимым предпринять.

191.

На основе таких регулярных проверок Комитет, после проведения консультаций с соответствующим государством - стороной Конвенции, принимает одно из следующих решений:

a) для сохранения объекта нужны дополнительные меры;

b) если угроза объекту устранена, объект следует исключить из Списка всемирного наследия, находящегося под угрозой;

c) если состояние объекта ухудшилось до такой степени, что он утратил характеристики, определившие его включение в Список всемирного наследия, следует рассмотреть исключение объекта из Списка всемирного наследия, находящегося под угрозой, и из Списка всемирного наследия, в соответствии с процедурой, изложенной в пунктах 192-198 настоящего документа.