Действующий

Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия

IV.A Реагирующий мониторинг

Определение Реагирующего мониторинга

169.

Реагирующий мониторинг представляет собой отчеты по состоянию сохранности определенных объектов всемирного наследия, подверженных риску, которые составляются для Комитета Секретариатом, другими секторами ЮНЕСКО и Консультативными органами.

Для этого, при каждом случае возникновения исключительных обстоятельств или проведения работ, которые могут оказать воздействие на объект выдающейся универсальной ценности или состояние его сохранности, государства - стороны Конвенции представляют специальные отчеты и выводы по результатам изучения воздействия таких обстоятельств или работ на объект. Эти отчеты представляются в Центр всемирного наследия через Секретариат в стандартном формате, изложенном в Приложении 13*, на английском или французском языках:

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

a) до 1 декабря года, предшествующего проверке объекта Комитетом - для объектов, включенных в Список всемирного наследия

b) до 1 февраля года, в котором осуществляется проверка объекта Комитетом - для объектов, включенных в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, а также для специальных случаев крайней необходимости.

Реагирующий мониторинг также предусмотрен для объектов, включенных или подлежащих включению в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, в соответствии с пунктами 177-191, а также в процедуре окончательного исключения объектов из Списка всемирного наследия, в соответствии с пунктами 192-198.

Цель Реагирующего мониторинга

170.

Утверждая процедуру Реагирующего мониторинга, Комитет был особенно заинтересован, в принятии всех возможных мер для того, чтобы предотвратить исключение любого объекта из Списка, и выразил готовность предложить государствам - сторонам Конвенции в этой связи техническое сотрудничество в максимально возможной степени.

Статья 4 Конвенции: "Каждое государство - сторона настоящей Конвенции признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, упомянутого в статьях 1 и 2, которое расположено на его территории, возлагается, прежде всего, на такое государство…".

171.

Комитет рекомендует государствам - сторонам Конвенции сотрудничать с Консультативными органами, которые по просьбе и от имени Комитета осуществляют мониторинг и готовят отчеты о ходе работ, предпринятых для сохранения объектов, внесенных в Список всемирного наследия.

Информация, полученная от государств - сторон Конвенции и/или из других источников

172.

Комитет всемирного наследия призывает государства - стороны Конвенции сообщать Комитету, через Секретариат, о своих намерениях предпринять или разрешить на территории, охраняемой согласно Конвенции, крупномасштабные восстановительные или новые строительные работы, которые могут оказать воздействие на выдающуюся универсальную ценность объекта. Уведомление необходимо направить в кратчайшие сроки (например, до подготовки проектов основных документов для конкретных проектов) и до принятия любых решений, которые было бы трудно отменить, чтобы Комитет мог оказать содействие в поиске соответствующих решений, гарантирующих полную сохранность выдающейся универсальной ценности объекта.

173.

Согласно требованиям Комитета всемирного наследия, отчеты миссий по проверке состояния сохранности объектов всемирного наследия должны включать:

Решение 27 COM 7B.106.2

a) указание на угрозы или существенное улучшение в состоянии сохранности объекта с момента последнего отчета, представленного Комитету всемирного наследия;

b) описание любых дальнейших действий, направленных на выполнение предшествующих решений Комитета всемирного наследия в отношении состояния сохранности объекта;

c) информацию относительно любой угрозы или ущерба, или потери выдающейся универсальной ценности, целостности и/или подлинности, на основании которых объект был внесен в Список всемирного наследия.

174.

Когда Секретариат получает информацию о том, что включенный в Список объект серьезно поврежден, или что необходимые корректирующие меры не были приняты в указанный срок, не от самого государства - стороны Конвенции, а из иного источника он, по мере возможности, проверяет источник и содержание такой информации, проводя консультации с соответствующим государством - стороной Конвенции, и запрашивает его комментарии в этом отношении.

Решение Комитета всемирного наследия

175.

Секретариат запрашивает у соответствующих Консультативных органов комментарии в отношении полученной информации.

176.

Полученная информация, вместе с комментариями государства - стороны Конвенции и Консультативных органов, будет представлена в форме отчета о состоянии сохранности по каждому объекту в Комитет, который может предпринять один или более из следующих шагов:

a) он может решить, что объект серьезно не поврежден, и никаких дальнейших действий предпринимать не требуется;

b) если Комитет полагает, что объект серьезно поврежден, но не до такой степени, чтобы его восстановление было невозможно, он может решить оставить объект в Списке, при условии, что государство - сторона Конвенции примет необходимые меры для восстановления объекта в пределах разумного промежутка времени. Комитет может также решить, что Фондом всемирного наследия должно быть обеспечено техническое содействие в отношении работ, связанных с восстановлением объекта, предлагая государству - стороне Конвенции обратиться за таким содействием, если это еще не было сделано; в отдельно взятых случаях государства - стороны Конвенции могут пригласить Консультативную миссию от соответствующего Консультативного органа(-ов) или других организаций для получения рекомендаций относительно необходимых мер для борьбы с ухудшением состояния и устранения угроз.

c) если выполняются требования и критерии, изложенные в пунктах 177-182, Комитет может решить внести объект в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, согласно процедурам, установленным в пунктах 183-189;

d) если очевидно, что объект поврежден настолько, что безвозвратно потерял те характеристики, которые определили его включение в Список, Комитет может принять решение об исключении объекта из Списка. Прежде, чем предпринимать любые такие действия, Секретариат информирует соответствующее государство - сторону Конвенции. Любые комментарии, сделанные государством - стороной Конвенции, будут доведены до сведения Комитета;

e) если имеющаяся информация недостаточна для того, чтобы позволить Комитету принять одну из мер, описанных выше в пп.a), b), c) или d), Комитет может принять решение уполномочить Секретариат осуществить действия, необходимые для того, чтобы установить, после консультаций с соответствующим государством - стороной Конвенции, текущее состояние объекта, угрожающие ему опасности и возможность восстановить объект в достаточной степени, и отчитаться перед Комитетом по результатам своих действий; такие меры могут включать направление миссии Реактивного мониторинга или проведение консультаций специалистов через Консультативную миссию или иными способами. В случаях, когда требуются неотложные действия, Комитет может санкционировать финансирование Чрезвычайной помощи из Фонда всемирного наследия посредством удовлетворения соответствующего запроса.