Действующий

Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия

II.B Репрезентативный, сбалансированный и достоверный Список всемирного наследия

54.

Комитет стремится создать репрезентативный, сбалансированный и достоверный Список всемирного наследия в соответствии с четырьмя Стратегическими целями, принятыми Комитетом на 26-ой сессии (Будапешт, 2002 г.).

Будапештская декларация о всемирном наследии (2002 г.) по ссылке:
http://whc.unesco.org/en/budapestdeclaration

Глобальная стратегия по созданию репрезентативного, сбалансированного и достоверного Списка всемирного наследия

55.

Глобальная стратегия по созданию репрезентативного, сбалансированного и достоверного Списка всемирного наследия разработана в целях выявления и заполнения существенных пробелов в Списке всемирного наследия. Это достигается посредством поощрения большего количества стран присоединяться к Конвенции и готовить Предварительные списки (в соответствии с пунктом 62) и номинации объектов для включения в Список всемирного наследия (см. http://whc.unesco.org/en/globalstrategy).

Отчет о совещании экспертов по вопросам "Глобальной стратегии", а также о результатах тематических исследований в отношении Списка всемирного наследия (20-22 июня 1994 г.) был принят Комитетом всемирного наследия на 18-ой сессии (Пхукет, 1994 г.)

Глобальная стратегия первоначально разрабатывалась в отношении культурного наследия. По просьбе Комитета всемирного наследия, она впоследствии была распространена также на природное и смешанное культурно-природное наследие.

56.

Государства - стороны Конвенции и Консультативные органы призваны участвовать в осуществлении Глобальной стратегии в сотрудничестве с Секретариатом и другими партнерами. С этой целью организуются региональные и тематические совещания по вопросам Глобальной стратегии, а также проводятся сравнительные и тематические исследования. Результаты этих совещаний и исследований предоставляются в целях содействия государствам - сторонам Конвенции в подготовке Предварительных списков и номинаций. Отчеты о совещаниях экспертов и исследованиях, представленные в Комитет всемирного наследия, доступны по следующей ссылке: http://whc.unesco.org/en/globalstrategy

57.

Следует приложить все усилия для поддержания разумного соотношения между числом природных и культурных объектов, включенных в Список всемирного наследия.

58.

Не существует формальных ограничений по суммарному количеству объектов в Списке всемирного наследия.

Прочие меры

59.

В целях создания репрезентативного, сбалансированного и достоверного Списка всемирного наследия, государствам - сторонам Конвенции предлагается обсудить, достаточно ли полно их наследие уже представлено в Списке, и если это так - замедлить процесс подачи своих дальнейших номинаций посредством

Резолюция, принятая 12й Генеральной Ассамблеей государств - сторон Конвенции (1999 г.).

a) добровольного увеличения интервала между представлением отдельных номинаций согласно условиям, которые они определят самостоятельно, и/или;

b) номинирования только тех объектов, которые подпадают под категории, все еще недостаточно представленные в Списке, и/или

c) объединения каждой своей номинации с номинацией другого государства - стороны Конвенции, чье наследие еще недостаточно представлено в Списке; или

d) принятия добровольного решения о приостановлении подачи новых номинаций.

60.

Государствам - сторонам Конвенции, чье наследие, имеющее выдающуюся универсальную ценность, недостаточно представлено в Списке всемирного наследия, предлагается:

Резолюция, принятая 12й Генеральной Ассамблеей государств - сторон Конвенции (1999 г.).

a) уделять первоочередное внимание подготовке своих Предварительных списков и номинаций;

b) инициировать и укреплять на региональном уровне партнерство, основанное на обмене техническим опытом;

c) поддерживать двухстороннее и многостороннее сотрудничество в целях повышения профессионального уровня и технических возможностей учреждений, ответственных за охрану, сохранение и управление наследием; и

d) принимать максимально возможное участие в сессиях Комитета всемирного наследия.

61.

Комитет принял решение применять следующий механизм:

Решения 24 COM VI.2.3.3,
28 COM 13.1 и
7 EXT.COM 4B.1

До 1 февраля 2018 г. (включ.):

29 COM 18A

a) рассматривать до двух полных номинаций от каждого государства - стороны Конвенции при условии, что, хотя бы одна из таких номинаций соответствует природному объекту или культурному ландшафту, а также,

31 COM 10
35 COM 8B.61

b) установить ежегодный предел по количеству рассматриваемых полных номинаций на уровне 45, включая номинации, отложенные и возвращенные на доработку предыдущими сессиями Комитета, расширенные (кроме незначительных изменений границ объекта), трансграничные и серийные номинации,

c) в случае превышения ежегодного предела в 45 номинаций, будет применена следующая система приоритетов:

i) номинации объектов, представленные государствами - сторонами Конвенции, которые не имеют объектов, внесенных в Список;

ii) номинации объектов, представленные государствами - сторонами Конвенции, которые имеют до 3 объектов, внесенных в Список;

iii) номинации объектов, которые были ранее не рассмотрены в силу ежегодного предела в 45 номинаций и применения данной системы приоритетов;

iv) номинации объектов природного наследия;

v) номинации объектов смешанного наследия;

vi) номинации трансграничных / транснациональных объектов;

vii) номинации объектов, представленные государствами - сторонами Конвенции, которые расположены в Африке, Тихоокеанском или Карибском регионе;

viii) номинации объектов, представленные государствами - сторонами Конвенции, которые ратифицировали Конвенцию о всемирном наследии за последние десять лет;

ix) номинации объектов, представленные государствами - сторонами Конвенции, которые не подавали номинации за последние десять лет или дольше;

x) в процессе применения этой системы приоритетов дата получения полных и законченных номинаций Центром всемирного наследия должна использоваться как вторичный фактор для установления приоритета между теми номинациями, которые не были учтены в вышеуказанных пунктах.

d) государства - стороны Конвенции, выступающие соавторами по трансграничным или транснациональным серийным номинациям, могут самостоятельно выбрать, при условии достижения взаимопонимания по этому вопросу, то государство - сторону Конвенции, которое будет представлять такую номинацию, и данная номинация может быть зарегистрирована исключительно в рамках лимита для такого государства - стороны Конвенции.

После 1 февраля 2018 г.:

a) рассматривать одну полную номинацию от каждого государства - стороны Конвенции,

b) установить ежегодный предел по количеству рассматриваемых полных

номинаций на уровне 35, включая номинации, отложенные и возвращенные на доработку предыдущими сессиями Комитета, расширенные (кроме незначительных изменений границ объекта), трансграничные и серийные номинации,

c) в случае превышения ежегодного предела в 35 номинаций, будет применена следующая система приоритетов:

i) номинации объектов, представленные государствами - сторонами Конвенции, которые не имеют объектов, внесенных в Список;

ii) номинации объектов, представленные государствами - сторонами Конвенции, которые имеют до 3 объектов, внесенных в Список;

iii) повторно представленные после возвращения на доработку номинации, которые не были переданы соответствующим Консультативным органам для дальнейшей оценки в силу применения пункта 61.b Руководства (данное положение также применяется в том случае, если повторно представленная после возвращения на доработку номинация получена на третий год после принятия решения о ее возврате);

iv) номинации объектов, которые были ранее не рассмотрены в силу ежегодного предела в 35 номинаций и применения данной системы приоритетов;

v) номинации объектов природного наследия;

vi) номинации объектов смешанного наследия;

vii) номинации трансграничных / транснациональных объектов;

viii) номинации объектов, представленные государствами - сторонами Конвенции, которые расположены в Африке, Тихоокеанском или Карибском регионе;

ix) номинации объектов, представленные государствами - сторонами Конвенции, которые ратифицировали Конвенцию о всемирном наследии за последние двадцать лет;

x) номинации объектов, представленные государствами - сторонами Конвенции, которые не подавали номинации за последние пять лет или дольше;

xi) номинации государств - сторон Конвенции, бывших членов Комитета, которые на добровольной основе согласились не выдвигать свои номинации на рассмотрение Комитета во время действия их мандата. Данный приоритет будет применяться в течение 4 лет после окончания срока действия их мандата в Комитете;

xii) в процессе применения этой системы приоритетов дата получения полных и законченных номинаций Центром всемирного наследия должна использоваться как вторичный фактор для установления приоритета между теми номинациями, которые не были учтены в вышеуказанных пунктах.

d) государства - стороны Конвенции, выступающие соавторами по трансграничным или транснациональным серийным номинациям, могут самостоятельно выбрать, при условии достижения взаимопонимания по этому вопросу, то государство - сторону Конвенции, которое будет представлять такую номинацию, и данная номинация может быть зарегистрирована исключительно в рамках лимита для такого государства - стороны Конвенции.

Данное решение будет применяться на экспериментальной основе в течение 4 лет и вступит в силу 2 февраля 2018 года, с целью, чтобы обеспечить плавный переходный период для всех государств - сторон Конвенции. Влияние данного решения будет оценено на 46-й сессии Комитета (2022 г.).