Статус документа
Статус документа

ИТС 10-2019 Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов (с Поправкой)

     1.8 Системные проблемы отрасли ВКХ и подотрасли очистки сточных вод


К приоритетным общим проблемам отрасли следует отнести:

1) высокий износ основных фондов, причем не только ОС ЦСВ, но всех остальных (так, в среднем по стране в замене нуждается 46% сетей, тогда как в идеальной ситуации эта величина не должна превышать 10%), что в рамках единых организаций ВКХ приводит к перераспределению средств на более оперативные проблемы повышения надежности сетей и (или) ликвидации аварий на сетях. Также в подавляющем большинстве случаев для жителей и руководителей населенных пунктов качество питьевой воды играет гораздо более важную роль, чем качество очистки сточных вод;

2) неработоспособная контрпродуктивная система нормирования сбросов очищенных вод на основе (описана выше), которая должна быть реформирована действиями в рамках выполнения Законов N 219-ФЗ от 21.07.2014 [32] и N 225-ФЗ от 29.07.2017 [8];

3) тарифное регулирование "от достигнутого уровня", которое закрепило результаты всех изменений в этой сфере, произошедших в этой сфере за последние почти 25 лет. В результате тарифы на водоотведение в соседних субъектах федерации различаются до 3 раз (при том, что и более высокого из этих тарифов недостаточно для полноценного развития). Даже если считать, что тариф соответствует уровню сооружений, то такая ситуация консервирует отсталость: чем хуже очистка, тем ниже тариф, тем меньше возможности инвестировать в модернизацию сооружений;

4) отрасль до 2019 г. находилась в глубоком кризисе в части инвестиций в нее:

- большинство организаций ВКХ убыточно и не может выделять средства на реконструкцию сооружений;

- средства регионов на развитие ВКХ весьма ограничены;

- выделение существенных средств госбюджета до 2018 г. ограничивалось ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" [35], а также программами подготовки к международным мероприятиям. Отдельная ФЦП по развитию ВКХ отсутствовала;

- частные инвестиции фактически также невелики, при этом иностранные инвестиции в последние годы практически отсутствуют.

С 2019 г. стартовал Федеральный проект "Оздоровление Волги" [36], который предусматривает значительные инвестиции в модернизацию и строительство ОС ЦСВП в масштабах, беспрецедентных для РФ, однако не сопоставимых с накопившимияся потребностями;

5) плохо работающая, несмотря на новации в этой области, система взаимоотношений водоканалов и промышленных абонентов. Принятые в последние годы Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" [37] (с учетом изменений, внесенных Законом N 225-ФЗ от 29.07.2017 [8]) и Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" [38] и другие нормативные правовые акты не разрешили проблемы, имевшиеся в этой сфере. К абонентам по-прежнему продолжают предъявляться нереализуемые требования, что, по аналогии с ОС ЦСВ, никак не способствует созданию эффективных локальных очистных сооружений.

В то же время часты случаи негативного воздействия на ОС ГСВ промышленных сточных вод, сбрасываемых без предварительной очистки. Во многих относительно небольших поселениях жизненно важные для них промышленные предприятия (преимущественно пищевые производства), обеспечивающие занятость населения в них, сбрасывают сточные воды безо всякой очистки, что создает многократную перегрузку на ОС ГСВ по органическим соединениям, и без того находящиеся в запущенном состоянии;

6) сложная ситуация с утилизацией осадков сточных вод. Несмотря на наличие достаточной нормативной базы по различным методам использования осадков, степень зарегулированности данной сферы такова, что практически 100% осадков, соответствующих всем требованиям, либо захоранивается на полигонах, либо утилизируется по "серым" схемам. Данная ситуация не имеет никаких объективных оснований и вызвана исключительно неэффективной системы регулирования;

7) отсутствие реальной поддержки государством энергосберегающих технологий, в том числе альтернативной биоэнергетики, тормозит использование энергогенерирующих технологий.

Вышеописанные общие проблемы привели к формированию следующих основных экологических проблем подотрасли:

1) существенная часть ОС, не подвергшихся своевременной реконструкции, находится в неудовлетворительном состоянии либо вообще выведена из эксплуатации. Также ряд сооружений не может справиться со сверхнормативными сбросами промышленных предприятий по органическим веществам. В результате на данных объектах превышаются (в том числе и многократно) проектные показатели 1960-1970-х годов по взвешенным веществам и БПК;

2) большинство (более 90%) имеющихся ОС ГСВ по своему уровню относятся к технологиям 1960-х годов и не обеспечивают удаление азота и фосфора;

3) на большинстве ОС ГСВ используется обеззараживание хлором и хлор-реагентами, что, обеспечивая дезинфекцию, наносит выраженный экологический вред водным объектам. Он заключается как в токсичном воздействии хлора и хлорпроизводных на весь водный биоценоз, так и в накоплении хлорорганических соединений в водных организмах и донных отложениях (последнее формирует долговременные последствия). Распространенная (и являющаяся обязательной в США, где активно используется обеззараживание хлором) технология дехлорирования после хлорирования в России нигде не применяется;

4) практическое применение современных технологий очистки ПСВ селитебных территорий очень фрагментарно и сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге и небольшом числе крупнейших городов. Более того, состояние сетей дождевой канализации в большинстве городов (как по степени охвата, так и по техническому состоянию) таково, что основной задачей организаций ВКХ в области дождевой канализации является обеспечение отведения дождевых и талых вод во избежание подтопления территорий с предотвращением материального ущерба жилому сектору, транспортной инфраструктуре и промпредприятиям;

5) несмотря на существенное изменение ситуации с обезвоживанием осадка в лучшую сторону, многие ОС ГСВ продолжают накапливать их на иловых площадках. Кроме того, на подавляющем числе ОС ГСВ как по объективным, так и по субъективным причинам произошел отказ от эксплуатации сооружений стабилизации осадка, что приводит к загрязнению подземных вод и атмосферы;

6) существенной проблемой многих сооружений, в значительной степени определяющей отношение к ним населения, является выделение запахов, ощущаемых в жилой застройке, на путях перемещения жителей и в местах их работы. Эта очевидная потенциальная проблема решалась в России (СССР) с начала развития подотрасли путем принятия мер пассивной защиты - установления санитарно-защитных зон (СЗЗ) необходимого размера. Однако развитие населенных пунктов во многих местах приводит к нарушению этих зон. Кроме того, во многих случаях эти нормы были изначально нарушены.

Проведенный анализ проблем подотрасли показывает, с одной стороны, обилие экологических проблем, связанных с использованием устаревших технологий, и столь же существенную нехватку финансирования для их решения - с другой стороны. Нерешенные экологические проблемы есть проявление все той же проблемы нехватки средств. Накопившееся техническое отставание есть результат накопившегося за 25 лет недофинансирования подотрасли. Эффективные технологии очистки ГСВ технически были доступны и 20 лет тому назад, проблема была и заключается только в нехватке финансирования.

Сложившаяся в подотрасли ситуация определяет необходимость применения видоизмененных подходов в применении НДТ и в трактовке самой терминологии. Термин "наилучшие" в данных условиях должен означать наибольшую эколого-экономическую эффективность технологии - максимальное количество предотвращенного вреда окружающей среде на рубль вложенных средств. Использование решений, которые ведут к перерасходу средств относительно решаемой задачи, таких как строительство объектов без учета фактической отрицательной динамики водоотведения (про запас), а также применение стадии доочистки (без исключительных оснований для этого) не должно считаться переходом на НДТ.

Описанные в настоящем разделе особенности подотрасли, такие как повсеместная распространенность, огромное число объектов, которые в совокупности сбрасывают около 60% всех загрязненных сточных вод страны, при этом малая доля объектов, соответствующих современным требованиям, требуют трактовать определение НДТ, данное статьей 28.1 219-ФЗ [24] как "наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду в расчете на... объем производимой продукции..." не применительно к одному данному объекту, а в масштабах подотрасли в целом. В противном случае, если осуществлять модернизацию единичных объектов ориентируясь на наименьший уровень воздействия на данном объекте, сокращение общего воздействия на бассейн не будет достигнуто.

Требуемое законодательством достижение наименьшего уровня негативного воздействия на окружающую среду в расчете на объем производимой продукции может быть обеспечено за счет использования следующих основных механизмов:

1) учет при выборе технологий для конкретного объекта ОС численности населения в поселении, городском округе (производительность ОС согласно изложенной в настоящем разделе классификации);

2) применение комплексного подхода, учитывающего фактическое экологическое состояние водных объектов при выборе технологий, применяемых как НДТ. Это позволит последовательно улучшать состояние водных объектов, не применяя более сложных и дорогостоящих технологий там, где в этом нет объективной необходимости. Для использования этого подхода необходима разработка градаций водных объектов по категориям, критериев отнесения к ним и внесение необходимых изменений в действующее законодательство.

Данные подходы легли в основу технологического нормирования отрасли, согласно Закона N 225-ФЗ от 29.07.2017 г. [8]