Организация обработки первичных статистических данных по единой технологии на основе общей методологической базы предполагает:
создание единых инструментов обработки статистических данных;
обеспечение применения единой методологической и нормативной правовой базы;
поэтапный перевод обработки статистических данных из ведомственных информационных систем на единую технологическую базу.
Помимо Федеральной службы государственной статистики, субъектами статистического учета являются свыше 60 министерств, ведомств и организаций, осуществляющих в рамках компетенции сбор, обработку и предоставление официальной статистической информации.
Применение в рамках ведомственных статистических систем разных методологических, технологических и организационных принципов и решений, включая нормативно-справочную информацию, создает условия для дезинтеграции системы государственной статистики, неэффективного обеспечения доступности и сопоставимости данных, а также снижения аналитического потенциала собираемых данных.
Кроме того, отсутствие инструментов формализации правил обработки статистической информации приводит к существенному влиянию человеческого фактора на процесс обработки данных и возникновению несоответствий принятой методологии, в том числе внутри одного ведомства.
Создание платформы предполагает поэтапный переход всех субъектов официального статистического учета и федеральных органов исполнительной власти на единую технологию обработки статистических данных на основе единой методологии и метаданных (нормативно-справочной информации, данных о респондентах, формах статистического наблюдения и статистических показателях) с возможностью повторного использования ранее собранных первичных статистических данных с последующей загрузкой рассчитанных статистических данных в единое хранилище первичных статистических данных платформы.
Для обеспечения поэтапного перевода обработки статистических данных на единую технологическую и методологическую базу в рамках создания платформы необходимо:
создать единый централизованный инструментарий описания и формализации правил, определяющих все этапы обработки статистических данных;
разработать единые методологические положения, регулирующие обработку статических данных;
разработать регламентирующие документы, определяющие порядок описания и формализации правил обработки статистических данных;
создать единый централизованный инструментарий обработки статистических данных;
обеспечить поэтапный переход обработки статистических данных из ведомственных систем в единый централизованный инструментарий обработки, включая описание и формализацию правил обработки;
обеспечить применение единых методологических положений, регулирующих обработку статистических данных.
Программно-технологическое обеспечение, а также регламентирующие и нормативные правовые акты, разрабатываемые для обеспечения перехода на единую технологическую и методологическую базы, должны:
обеспечивать возможность повторного применения ранее собранных первичных данных, накопленных в едином хранилище первичных статистических данных платформы, в том числе на межведомственной основе;
обеспечивать возможность повторного использования ранее собранных первичных данных вместе с вновь собираемыми данными, расчетными (агрегированными) данными или данными из альтернативных источников;
обеспечивать возможность накапливать все статистические данные в едином хранилище первичных статистических данных платформы;
создавать единую библиотеку унифицированных правил формально-логического контроля и алгоритмов обработки данных;
обеспечивать сквозную идентификацию объектов (форм статистического наблюдения, респондентов, статистических показателей, справочников и классификаторов) на основании данных, включенных в единый реестр объектов статистического наблюдения и единый реестр форм статистического наблюдения и статистических показателей во взаимосвязи с данными федерального плана статистических работ.
Учитывая опыт, накопленный Федеральной службой государственной статистики в ходе реализации мероприятий по централизации и унификации процессов сбора и обработки статистических данных, целесообразно использовать инструменты обработки (как централизованные, предназначенные для регулярных статистических обследований, так и системы сплошных наблюдений и переписей) и подсистемы подготовки электронных экономических описаний в качестве технологического базиса для создаваемого в рамках обеспечения перехода на единую технологическую и методологическую базы инструментария.
Переход на единую технологию обработки статистических данных обеспечит сопоставимость собираемых первичных статистических данных и итоговых агрегированных статистических данных, а также возможность повторного использования собранных первичных статистических данных и минимизацию количества собираемых первичных статистических данных.