Традиционными этапами сбора первичной статистической информации являются получение от респондентов заполненных бланков форм федерального статистического наблюдения, ручной ввод содержащихся в них данных для дальнейшей обработки и формирования агрегированной официальной статистической информации, сгруппированной по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, видам экономической деятельности и другим классификационным признакам.
Такой способ организации сбора требует значительных финансовых и трудовых затрат.
Вместе с тем заполнение респондентами формы федерального статистического наблюдения на бумажном носителе не позволяет провести первичный контроль вводимых данных и обеспечить корректный ввод нормативно-справочной информации, что приводит к необходимости последующего взаимодействия с респондентом для уточнения и корректировки предоставленных данных и отрицательно влияет на качество первичных статистических данных.
Кроме того, применение разрозненного, преимущественно ведомственного, инструментария сбора первичных статистических данных в электронном виде приводит к многообразию технологических и методологических подходов, применению несопоставимой нормативно-справочной информации, что делает несопоставимыми получаемые в итоге ведомственные информационные ресурсы первичных статистических данных.
Создание платформы предполагает переход всех субъектов официального статистического учета и федеральных органов исполнительной власти на единую технологию приема статистических отчетов в электронной форме в машиночитаемом формате для представления отчетности с последующей загрузкой первичных статистических данных в единое хранилище первичных статистических данных платформы.
Для создания и обеспечения применения технологии "Единое окно" при сборе отчетности от респондентов в электронном виде на базе единой методологии необходимо в том числе:
создать единую технологию предоставления первичных статистических данных в электронном виде, включая инструментарий подготовки электронных шаблонов форм статистического наблюдения;
разработать инструментарий централизованного ведения нормативно-справочной информации;
разработать межведомственный порядок формирования и ведения нормативно-справочной информации для обеспечения применения технологии "Единого окна" при сборе отчетности от респондентов в электронном виде;
разработать единый для всех субъектов официального статистического учета и федеральных органов исполнительной власти порядок организации приема и обработки первичных статистических данных, поступивших от респондентов в электронном виде;
разработать единые для всех субъектов официального статистического учета и федеральных органов исполнительной власти форматы представления статистической отчетности в электронном виде, форматы транспортных сообщений при обмене электронными документами с респондентами;
определить центр компетенций ответственным за обеспечение применения единой методологической базы формирования и ведения нормативно-справочной информации.
При выполнении работ по обеспечению применения технологии "Единого окна" в части сбора отчетности от респондентов в электронном виде и единой методологической базы формирования и ведения нормативно-справочной информации должны быть учтены мероприятия, проводимые в рамках создания и внедрения единой системы нормативной справочной информации и национальной системы управления данными. В частности, при создании, эксплуатации и развитии технологии "Единого окна" на основе единой нормативно-справочной информации должна использоваться онтология данных, используемая в модели государственных данных.
В настоящее время в рамках государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" осуществляется внедрение электронного сбора статистической отчетности по централизованной технологии. Федеральной службой государственной статистики реализована возможность представления отчетности в электронном виде на основе унифицированных xml-шаблонов электронных версий форм.
Представление предприятиями отчетности в электронном виде позволяет не только уменьшить бюджетные расходы, но и повысить качество статистических данных путем включения арифметических и логических контролей в электронный шаблон формы, а также обеспечить единство применяемой нормативно-справочной информации за счет централизованной разработки и ведения электронных шаблонов форм, включающих в себя нормативно-справочную информацию. Вся нормативно-справочная информация в Федеральной службе государственной статистики формируется и ведется в централизованной системе с соблюдением разработанных порядков и регламентов ее ведения.
Доля отчетности, представляемой в электронном виде в органы государственной статистики крупными, средними предприятиями и некоммерческими организациями, в 2017 году составила 85 процентов, а малыми предприятиями - 50 процентов.
В этой связи необходимо использование технологии "Единого окна" при сборе отчетности в электронном виде. При этом целесообразно учитывать проектные решения, примененные в рамках опыта Федеральной службы государственной статистики по созданию системы веб-сбора.
Доступ к электронным версиям форм статистического наблюдения и перечню обязательных для сдачи респондентом форм статистического наблюдения и статистических показателей должен быть обеспечен посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", например через единый портал государственных и муниципальных услуг.
Одновременно, учитывая накопленный Федеральной службой государственной статистики опыт, целесообразно рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", предусматривающих возникновение у респондентов обязанности предоставлять отчетные данные в электронном виде (субъектами малого предпринимательства - начиная с отчетности за 2022 год, иными респондентами - начиная с отчетности за 2021 год).