Действующий

Об утверждении Концепции создания цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных

1. Обеспечение процесса формирования, ведения и мониторинга исполнения федерального плана статистических работ


Достижение цели создания платформы, указанной в разделе IV Концепции, предусматривает разработку и ввод в эксплуатацию ряда новых решений, а также реализацию соответствующего комплекса мероприятий.

Обеспечение процесса формирования, ведения и мониторинга исполнения федерального плана статистических работ предусматривает:

создание единого реестра объектов статистического наблюдения;

формирование механизма постоянной инвентаризации форм статистического наблюдения и статистических показателей;

создание единого реестра форм статистического наблюдения и статистических показателей;

создание межведомственной комиссии по координации, в том числе для рассмотрения несогласованных вопросов по инвентаризации и пересмотру форм и показателей отчетности;

создание инструментария автоматизированного формирования и ведения федерального плана статистических работ и разработку соответствующего методологического и нормативного правового обеспечения формирования и ведения федерального плана статистических работ;

создание центра компетенций, исполняющего функции по ведению единого реестра объектов статистического наблюдения и единого реестра форм статистического наблюдения и статистических показателей, инструментария автоматизированного формирования и ведения федерального плана статистических работ, а также по подготовке предложений для межведомственной комиссии по координации.

Недостаточная согласованность деятельности субъектов официального статистического учета в рамках формирования и ведения федерального плана статистических работ, отсутствие в нем сведений о конкретных формах статистического наблюдения, статистических показателях, взаимосвязи агрегированной официальной статистической информации с совокупностью статистических показателей, предоставляемых в единую межведомственную информационно-статистическую систему, а также отсутствие актуальной информации о востребованности и применимости официальной статистической информации федеральными органами исполнительной власти приводит к ряду негативных последствий, в том числе к невозможности оценить:

общий объем отчетной нагрузки на респондентов;

общий объем и стоимость фактически проводимых статистических работ, получаемых от респондентов первичных статистических данных и формируемой субъектами официального статистического учета официальной статистической информации;

востребованность официальной статистической информации;

эффективность использования средств бюджетов всех уровней на проведение официального статистического учета.

Обеспечение прозрачности процесса формирования, ведения и мониторинга исполнения федерального плана статистических работ невозможно в отсутствие единого информационного ресурса статистических показателей, взаимосвязанного с перечнем форм федерального статистического наблюдения и данными о респондентах.

Кроме того, в настоящее время отсутствуют инструменты, позволяющие отследить точки востребованности статистической информации, для удовлетворения которых создаются те или иные формы статистического наблюдения и статистическая информация, а также эффективность применения указанных форм и информации для удовлетворения таких потребностей.

Отсутствуют также инструменты объективной оценки обоснованности предложений по внесению изменений в федеральный план статистических работ, а также объема и эффективности расходования средств федерального бюджета на выполнение федерального плана статистических работ.

При этом действующие нормативные правовые акты не регулируют вопросы формирования и ведения федерального плана статистических работ в части методологии устранения дублирования статистических показателей и повышения эффективности сбора, а также востребованности формируемой официальной статистической информации.

Также необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" субъекты официального статистического учета не вправе предоставлять федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным служащим, должностным лицам, другим физическим и юридическим лицам первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, для использования этих данных в иных, не связанных с формированием официальной статистической информации, целях.

В результате министерства и ведомства вводят ведомственные формы отчетности, основываясь на типовых пунктах положений о федеральных органах исполнительной власти, предусматривающих право федерального органа запрашивать необходимую информацию, в том числе статистическую, с целью реализации возложенных на него полномочий. Похожая практика сложилась и на региональном, и на муниципальном уровне.

Вместе с тем у респондентов отсутствует обязанность предоставлять ведомственную отчетность, что негативно сказывается на полноте ее сбора и качестве сформированной выходной статистической информации.

Практика проведения ведомственного, а также регионального сбора первичных статистических данных по ведомственным формам отчетности приводит к дублированию статистических показателей, содержащихся в ведомственных формах отчетности и в формах федерального статистического наблюдения, и значительно увеличивает отчетную нагрузку на респондентов.

Различия в применяемой статистической методологии на федеральном, ведомственном и региональном уровнях приводят к противоречиям в формируемой статистической информации и отсутствию у пользователей понимания, какие статистические данные и для каких целей следует использовать. При этом существенно снижается уровень доверия потребителей к статистической информации.

В настоящее время только в рамках федерального плана статистических работ 64 субъекта официального статистического учета, кроме получения административных данных, осуществляют сбор отчетности по 525 формам федерального статистического наблюдения, в которых совокупно содержится более 340000 первичных статистических показателей.

Ведомственный и региональный сбор отчетности увеличивает число форм наблюдения и содержащихся в них первичных статистических показателей в несколько раз.

Для преодоления межведомственной и межрегиональной разобщенности в государственной статистике требуется обеспечить методическую координацию статистических работ, включая методологический надзор, аудит их состава и содержания, оценку качества методологии, процессов сбора и обработки информации и итоговых данных.

Целесообразно в возможно короткие сроки обеспечить проведение сплошной инвентаризации проводимых статистических наблюдений, организовать экспертизу предложений по введению новой ведомственной статистической отчетности на предмет целесообразности, качества методик и программ наблюдения. Особое внимание при этом следует уделить единичным запросам на сбор новых сведений. Необходимо минимизировать сбор ведомственной информации, предназначенной преимущественно для отчетов о достижении целей, установленных перед ведомством.

Вместе с тем в настоящее время отсутствует информационная основа для исключения дублирования данных, собираемых федеральными органами исполнительной власти от респондентов, которая обеспечила бы каталогизацию статистических показателей (включая первичные) и форм статистических наблюдений (включая ведомственные).

Создание информационных ресурсов, обеспечивающих такую каталогизацию, является необходимой основой для обеспечения процесса формирования и ведения федерального плана статистических работ, отвечающего требованиям оптимизации бюджетных расходов и снижения отчетной нагрузки на респондентов.