ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 декабря 2019 года N 3074-р

[Об утверждении Концепции создания цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных]



1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных.

2. Росстату совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения.

3. Минэкономразвития России в 3-месячный срок разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации об утверждении Положения о государственной информационной системе "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных".

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 17 декабря 2019 года N 3074-р



Концепция создания цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных

I. Общие положения


Концепция создания цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных (далее соответственно - Концепция, платформа) разработана в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и плана мероприятий федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - план мероприятий).

В Концепции определяются предпосылки создания платформы, цель, основные принципы, мероприятия и этапы создания платформы.

Для целей Концепции применяются термины и определения согласно статье 2 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", статье 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также следующие понятия:

"API" - описание способов (набор классов, процедур, функций, структур или констант), которыми одна компьютерная программа (система) может взаимодействовать с другой программой (системой);

"SDMX" - набор стандартных модулей для обмена статистической информацией с использованием технических стандартов, руководящих принципов по информационному наполнению и инструментов для создания структур данных и метаданных, а также для преобразования форматов и ввода данных;

"XML" - формат обмена статистическими данными и метаданными, возникший при непосредственном участии крупнейших финансовых и экономических международных организаций, таких как Международный валютный фонд, Европейский центральный банк и др.;

"XML-шаблон" - электронная версия формы статистического наблюдения;

"большие" данные" - обозначение структурированных и неструктурированных данных огромных объемов и значительного многообразия, эффективно обрабатываемых горизонтально масштабируемыми программными инструментами;

"веб-сбор" - единая система сбора и обработки статистической информации информационно-вычислительной системы Федеральной службы государственной статистики в части электронного сбора данных;

"ведомственная отчетность" - отчетность, собираемая федеральными органами исполнительной власти в связи с осуществлением ими управленческих функций (кроме административных данных и официальной статистической отчетности);

"микроданные" - первичные данные после их первоначальной проверки на корректность, преобразованные к виду, удобному для автоматической обработки;

"муниципальная отчетность" - отчетность, собираемая органами местного самоуправления, за исключением административных данных;

"региональная отчетность" - отчетность, собираемая органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением административных данных.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" одной из национальных целей развития Российской Федерации является обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.

Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в рамках реализации указанной цели должны быть решены задачи создания устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств, а также внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.

В рамках ускоренного внедрения цифровых технологий существенно возрастает потребность в данных, в том числе статистических, в их достаточном объеме, а также в их качестве и повышении эффективности их применения как в сфере государственного управления, так и для описания социально-экономических явлений в интересах широкого круга заинтересованных лиц: граждан, представителей бизнес-сообщества и научных кругов.

В сфере статистического учета особенно актуальными становятся задачи обеспечения сквозной идентификации объектов информационного взаимодействия, транспарентности процессов их жизненного цикла, скорости обработки и предоставления данных, интеграции на федеральном уровне статистической информации, административных данных и метаданных, получаемых различными субъектами статистического учета, применения согласованной методологии "производства" статистической информации на всех уровнях, а также новейших информационных технологий, в том числе позволяющих обеспечить работу с "большими" данными.

В настоящее время развитие новых элементов цифровой экономики позволяет в рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также актуальных задач статистического учета начать работу по созданию платформы.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Правительством Российской Федерации совместно с органами государственной власти разработана национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации".

В состав национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" входит федеральный проект "Цифровое государственное управление", предусматривающий создание национальной системы управления данными, одним из компонентов которой должна стать платформа.

В процессе создания платформы необходимо обеспечить ее функционирование на основе реализации инициатив по формированию других элементов цифровой экономики, таких как:

национальная система управления данными, включающая модель государственных данных, создание которой запланировано в рамках Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. N 1189-р (далее - Концепция национальной системы управления данными);

единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, созданный Федеральной налоговой службой;

единый федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о населении Российской Федерации, создаваемый Федеральной налоговой службой;

федеральная государственная информационная система "Единая система нормативной справочной информации" (далее - Единая система нормативной справочной информации), оператором которой является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Таким образом, при создании платформы целесообразно определить порядок обеспечения взаимодействия с сервисами, входящими в инфраструктуру электронного правительства, в том числе с единой системой межведомственного электронного взаимодействия, единой системой идентификации и аутентификации, федеральной государственной информационной системой "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг).

II. Платформа в составе национальной системы управления данными


В соответствии с Концепцией национальной системы управления данными национальная система управления данными является системой, состоящей из взаимосвязанных элементов информационно-технологического, организационного, методологического, кадрового и нормативного правового характера, обеспечивающих достижение целей повышения эффективности создания, сбора и использования государственных данных как для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций, так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации.

В соответствии с разделом I Концепции национальной системы управления данными указанная система состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

совокупность нормативных правовых, организационных, методологических правил и процедур, регулирующих отношения органов и организаций государственного сектора, юридических и физических лиц в сфере управления государственными данными, а также обеспечивающих деятельность участников национальной системы управления данными, определенных в разделе VII Концепции национальной системы управления данными, в указанной сфере;

федеральная государственная информационная система "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - единая информационная платформа) и иные информационно-технологические элементы национальной системы управления данными;

цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных.

Цифровизация предоставления статистических данных должна осуществляться посредством создания платформы.

Функционирование платформы осуществляется в том числе в рамках требований нормативных правовых актов, разработанных в целях обеспечения функционирования национальной системы управления данными.

При создании, эксплуатации и развитии платформы должна использоваться онтология данных, используемая в модели государственных данных.

Создание платформы будет осуществляться на базе Федеральной службы государственной статистики, которая будет выполнять функции ее оператора.

Концепцией предусмотрено формирование межведомственной комиссии по координации статистической деятельности (далее - межведомственная комиссия по координации).

Предполагается, что межведомственная комиссия по координации будет рассматривать разногласия, возникающие в процессе формирования единого реестра форм статистического наблюдения и статистических показателей и единого реестра объектов статистического наблюдения, а также, при необходимости, рассматривать вопросы предоставления доступа к конфиденциальным статистическим данным.

Концепцией предусмотрено также создание центра компетенций для выполнения ряда функций, в том числе по подготовке аналитических отчетов, созданию витрин данных, подготовке предложений по совершенствованию методологии сбора и обработки статистических данных, ведению реестров, подготовке предложений для межведомственной комиссии по координации (далее - центр компетенций).

В качестве центра компетенций предполагается определить одну из организаций, подведомственных Федеральной службе государственной статистики.

III. Предпосылки создания платформы


В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420 "О Федеральной службе государственной статистики", Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

В рамках исполнения своих полномочий Федеральная служба государственной статистики совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в период с 2011 по 2017 год реализовала комплекс мероприятий, позволивших обеспечить развитие системы государственной статистики, в том числе информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование официальной статистической информации.

Вместе с тем в настоящее время в системе государственной статистики сохраняется ряд недостатков, оказывающих негативное влияние на эффективность статистической деятельности и затрудняющих ее дальнейшее совершенствование.

Значительный объем проводимой ведомствами статистической деятельности по сбору ведомственной отчетности, применение для осуществления такой деятельности различных методологий сбора и обработки данных, различных информационных систем, отсутствие достаточного уровня координации деятельности по сбору ведомственной отчетности приводят к ряду негативных последствий, в том числе:

повышению отчетной нагрузки на респондентов и неэффективному расходованию бюджетных средств в связи с многократным сбором одних и тех же данных;

возникновению значительного количества агрегированных данных, похожих по названию, но различающихся по методологии сбора и обработки;

повышению трудозатрат респондентов в связи с необходимостью несколько раз рассчитывать одинаковые данные для различных форм по различным правилам;

снижению качества данных.

Кроме того, пользователи статистической информации в ряде случаев не учитывают различия в ведомственных методологиях, ориентируясь при использовании данных на названия показателей.

Таким образом, создаются условия, которые могут приводить к снижению обоснованности принимаемых управленческих решений и снижению доверия к статистической информации.

Отсутствие единой методологии сбора и обработки статистических данных и единой системы метаданных, различия в технологиях сбора данных от респондентов приводят к необоснованному дублированию и избыточности собираемых данных и, как следствие, к расходованию значительных средств бюджетов всех уровней на сбор и обработку первичных статистических данных и административных данных, к повышению отчетной нагрузки на респондентов и несопоставимости подготовленных разными федеральными органами исполнительной власти агрегированных данных и первичных данных респондентов.

В свою очередь, агрегированная и первичная статистическая информация становится непригодной к повторному использованию в целях формирования новых статистических показателей или проведению дополнительного анализа без повторного сбора данных.

Отсутствие достаточной согласованности носит не только межведомственный, но и межрегиональный характер. Так, согласно подпункту 6 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования.

Необходимо отметить, что в рамках существующей информационной инфраструктуры системы государственной статистики могут возникать отдельные примеры такой несогласованности в рамках осуществления официального статистического учета.

Кроме того, существует проблема избыточности собираемых первичных данных, которые оказываются невостребованными для реализации федерального плана статистических работ и для статистического анализа.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" разработка федерального плана статистических работ осуществляется на основе рационального выбора источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности, научной обоснованности, своевременности предоставления, учета интересов пользователей официальной статистической информацией, а также в целях снижения нагрузки на респондентов и исключения дублирования в работе субъектов официального статистического учета.

Одновременно в целях исполнения федерального плана статистических работ субъекты официального статистического учета определяют фактические объемы работ, источники и методики, необходимые для формирования агрегированной официальной статистической информации.

В ряде случаев отсутствуют достаточная согласованность такой деятельности субъектов официального статистического учета, а также однозначная преемственность запланированной в федеральном плане статистических работ агрегированной официальной статистической информации и фактически выполняемых объемов проводимых статистических работ. Например, согласно анализу, проведенному федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", организации здравоохранения сдают 22 формы статистического наблюдения, из которых 16 - федеральные формы статистического наблюдения, остальные формы - это ведомственная отчетность. В рамках данных форм собирается порядка 33000 первичных статистических данных, однако при переходе на федеральный уровень количество публикуемых статистических показателей составляет 244.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»