В соответствии с российским законодательством об образовании в Российской Федерации общее и дополнительное образование обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью может быть организовано в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, сетевой формы реализации образовательных программ, которые позволяют гибко учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию, организовать образовательный процесс в удобное время и в удобном месте по индивидуальному учебному плану и расписанию.
Правовые основы реализации электронного обучения и применения ДОТ содержатся:
в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) (статья 16 Закона об образовании);
в порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816.
Министерство образования и науки Российской Федерации направило заместителям руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмо от 12 сентября 2012 г. N ИР-778/07 о принятии исчерпывающих организационно-правовых мер, обеспечивающих, начиная с 1 января 2013 г., создание условий для функционирования и дальнейшего развития системы дистанционного образования детей-инвалидов, в том числе предусмотрении в бюджетах субъектов Российской Федерации на 2013 год и последующие годы средств на указанные цели (включая расходы, связанные с заменой вышедшего из строя компьютерного, телекоммуникационного и специализированного оборудования, приобретением оборудования для новых рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников, обучением педагогических работников и родителей, функционированием центров дистанционного образования детей-инвалидов, обеспечением доступа детей-инвалидов к электронным образовательным ресурсам, оплатой трафика, и другие расходы).
Моделями реализации ДОТ при организации образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с инвалидностью являются:
1. реализация образовательной программы осуществляется педагогическими работниками регионального Центра дистанционного обучения (далее - ЦДО);
2. реализация образовательной программы осуществляется педагогическими работниками отдельной образовательной организации, в которую зачислен обучающийся с ОВЗ, а ЦДО осуществляет методическое сопровождение деятельности образовательной организации;
3. реализация образовательной программы осуществляется педагогическими работниками различных организаций на основе совместно разработанного ими учебного плана. Базой организации ДОТ при сетевой форме реализации образовательных программ определяется одна из организаций - участников сетевой формы.
При этом существует 2 варианта распределения ответственности между участниками образовательных отношений по обеспечению организации образовательного процесса:
1) отдельная образовательная организация полностью берет на себя все функции по организации процесса обучения с использованием ДОТ, включая создание необходимой инфраструктуры (техническое сопровождение образовательного процесса, создание и функционирование центра обработки вызовов, инженерной службы, создание учебных материалов, методическое сопровождение образовательного процесса и пр.);
2) образовательный процесс на основе использования ДОТ осуществляется на базе отдельной образовательной организации, а вся необходимая инфраструктура (техническое сопровождение образовательного процесса, создание и функционирование центра обработки вызовов, инженерной службы, создание учебных материалов, методическое сопровождение образовательного процесса и пр.) выделена и осуществляется специально созданной для этой цели организацией, например ЦДО.
Перечисленным моделям дистанционного обучения устанавливаются цели, содержание, организационная структура, формы и методы обучения, система диагностики и оценки результатов. В каждом случае выстраивается своя система дистанционной деятельности, определяется концепция образовательного сайта и его развития. Выбираемая модель обучения с использованием ДОТ позволяет организаторам учебного процесса планировать соотношение между очным и дистанционным обучением в динамике его развития, с учетом особенностей функционирования образовательной организации, анализа образовательных потребностей учащихся, кадрового потенциала и других составляющих.
Для реализации дополнительных образовательных программ, ДОТ могут использоваться по усмотрению образовательной организации частично или в полном объеме. Обязательным условием является наличие у образовательной организации имеющих необходимую подготовку педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, учебно-методической документации (на бумажном и электронном носителях) и доступа к электронным образовательным и информационным ресурсам, необходимым для качественного освоения соответствующей образовательной программы.
В рамках реализации мероприятий, направленных на поддержку образования обучающихся с ОВЗ, отдельным образовательным организациям предлагается создавать условия для образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью, в том числе с применением электронного обучения и ДОТ, сетевой формы реализации образовательных программ.
Возможность сетевого взаимодействия между образовательными организациями и иными юридическими лицами закреплена законодательно в статье 15 Закона об образовании.
Под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных технологий.
Допускаются самые разнообразные варианты объединений субъектов сетевой формы реализации образовательных программ. Между собой могут взаимодействовать и осуществлять совместную деятельность различные государственные и муниципальные образовательные организации (в том числе отдельные образовательные организации).
государственные и муниципальные образовательные организации (в том числе отдельные образовательные организации) с работодателями (государственными, муниципальными, частными коммерческими организациями), в том числе промышленными предприятиями и бизнес-структурами и их объединениями;
государственные и муниципальные образовательные организации (в том числе отдельные образовательные организации) с некоммерческими организациями и общественными объединениями и т.п.
Возможны также смешанные варианты из приведенных выше.
Объектами сетевого взаимодействия являются образовательные программы. При этом не установлено ограничений на виды образовательных программ, которые могут быть реализованы в сетевой форме. Также к компетенции самих образовательных организаций относится возможность решения о разделении между собой деятельности по реализации отдельных разделов, частей, курсов, модулей и т.п. образовательной программы, реализуемой ими совместно в сетевой форме.
Отдельная образовательная организация на этапе разработки образовательной программы самостоятельно оценивает степень достаточности собственного ресурса, целесообразность и возможность его создания или необходимость привлечения ресурса организации-партнера и несет ответственность за реализацию образовательных программ, включая ту часть (части), которую реализует организация-партнер.
Участие в сетевом взаимодействии позволяет использовать новые формы работы и форматы взаимодействия, обмена образовательными результатами; обеспечивает расширение вариативности содержания образования и ресурсных возможностей образовательной организации, в том числе восполнения недостаточности материально-технического и кадрового обеспечения.
Выполняя функции регионального учебно-методического (ресурсного) центра, оказывающего методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных организаций, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям, отдельная образовательная организация может использовать дистанционные технологии и сетевое взаимодействие, например, при реализации коррекционно-развивающих занятий с детьми, проведении консультаций и методических мероприятий.
Приобретение оборудования для использования ДОТ и сетевой формы реализации образовательных программ является одним из направлений расходования средств субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятия.
Средства на обеспечение содержания и функционирования оборудования, на интернет-связь и заработную плату (в том числе технического обслуживающего персонала) должны быть предусмотрены дополнительно.