Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 17 декабря 2019 года N 1712-ПП
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 6 июня 2016 года N 312-ПП
Стратегия национальной политики города Москвы на период до 2025 года
Город Москва стал центром формирования российского государства, объединяя многие народы, языки, культуры и религии на основе общих духовно-нравственных ценностей, идей патриотизма. Многонациональность города Москвы стала мощным фактором общественного развития, благодаря чему город не знал межнациональных и межрелигиозных войн. Город Москва, став столицей, сохраняя связь времен и поколений, единый культурный цивилизационный код, основанный на русской культуре и русском языке, а также историко-культурном наследии всех народов России, создал великое, исторически успешное многонациональное государство.
Сохраняя свою историческую преемственность, москвичи, являясь неотъемлемой составной частью российской гражданской нации, вносят достойный вклад в сохранение и развитие многовекового союза братских народов всей страны. Последовательное претворение основ национальной политики позволяет городу Москве олицетворять многонациональность российского народа, гарантировать удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межнациональных отношений и выполнять историческую миссию центра многонационального единения народов России, Русского мира и евразийского сообщества.
1. Общие положения
1.1. Стратегия национальной политики города Москвы на период до 2025 года (далее - Стратегия) является региональным документом стратегического планирования, направленным на реализацию в городе Москве национальной политики города Москвы на основе положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". Стратегия определяет основное содержание, систему взглядов и ценностей национальной политики города Москвы, долгосрочные, отвечающие реалиям XXI века перспективы национального развития и ориентирована на раскрытие человеческого, интеллектуального и делового потенциала городского сообщества в целях устойчивого, безопасного, гармоничного и поступательного развития города Москвы, соблюдение и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.
1.2. Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"), Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы" (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы"), Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также нормативных правовых актах города Москвы. Стратегия обеспечивает преемственность с предыдущими стратегическими и программными документами, разработанными и реализованными в городе Москве, учитывает современные международные реалии, новые вызовы и тенденции в межнациональных отношениях, адаптирует к московским условиям передовой опыт регионов России и зарубежных стран, а также создает условия для передачи московского опыта субъектам Российской Федерации.
1.3. Развивая основные положения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и являясь одним из инструментов ее реализации, настоящая Стратегия в то же время представляет собой самостоятельный документ стратегического планирования национальной политики на региональном уровне с учетом культурных, исторических и национальных особенностей города Москвы.
1.4. В Стратегии отражаются вопросы состояния межнациональных отношений в городе Москве, раскрываются новые факторы и вызовы в данной сфере, формулируются принципы и цели национальной политики, определяются основные направления и задачи, а также механизмы реализации национальной политики города Москвы.
1.5. В целях решения задачи укрепления российской гражданской нации в Стратегии констатируется, что в городе Москве исторически сложилось московское сообщество, члены которого составляют единую культурно-историческую общность "москвичи", являющуюся составной, неотъемлемой частью единой российской гражданской нации.
1.6. Стратегия реализуется во взаимодействии органов исполнительной и законодательной (представительной) власти, органов местного самоуправления в городе Москве (далее - органы местного самоуправления) и институтов гражданского общества и способствует выработке единых подходов к решению целей и задач национальной политики города Москвы.
1.7. В рамках настоящей Стратегии используются основные понятия Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
2. Современное состояние межнациональных отношений в городе Москве
2.1. Город Москва - столица России - является субъектом Российской Федерации с многонациональной структурой населения, на территории которого проживает более 12 млн. человек, представляющих свыше 160 этнических общностей страны, а также ближнего и дальнего зарубежья. Абсолютное национальное большинство москвичей - русские. Значительную долю городского населения составляют украинцы, белорусы, татары, армяне, азербайджанцы и евреи. Остальные национальные группы составляют менее 0,5 процента населения. Кроме того, в городе Москве единовременно находится до 1,5 млн. иностранных граждан.
2.2. В столице Российской Федерации зарегистрированы и осуществляют свою деятельность более 100 национальных общественных объединений и более 80 национально-культурных автономий.
2.3. За период реализации настоящей Стратегии с 2016 по 2019 годы достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в городе Москве, как и в Российской Федерации в целом.
По итогам социологических опросов большинство жителей города Москвы настроены на сотрудничество с людьми других национальностей и оценивают межнациональные отношения как стабильные и спокойные.
2.4. В столице создан и на системной основе работает механизм реализации Стратегии, который охватывает практически все сферы жизнедеятельности города Москвы и включает, наряду с органами государственной власти города Москвы, национально-культурные автономии, общественные объединения, научно-исследовательские центры, образовательные организации и средства массовой информации. Общую координацию разработки и осуществления национальной политики города Москвы осуществляет Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, который является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере межнациональных отношений, межрегиональных связей, взаимодействия с религиозными объединениями, по обеспечению реализации государственной политики в отношении российского казачества в городе Москве.
2.5. Особую роль в реализации национальной политики играет Совет по делам национальностей при Правительстве Москвы и созданные в его структуре комиссии и экспертные группы. В целях усиления межведомственного взаимодействия при реализации Стратегии в организациях образовательной, культурной, социальной сфер в городе Москве с 2017 года действует Межведомственный координационный совет по развитию межнациональных отношений в городе Москве, что, в целом, качественно расширяет участие институтов гражданского общества, в том числе межнациональных и национальных объединений, национально-культурных автономий, иных некоммерческих организаций, в решении задач гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.
2.6. Важнейшим культурно-просветительским центром в сфере реализации национальной политики выступает Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московский дом национальностей" (далее - ГБУ "МДН"). В его составе создан Общественный совет. Заключены соглашения о совместной деятельности с более 100 общественными и национально-культурными организациями, действующими как в городе Москве, так и в других регионах. Ежегодно ГБУ "МДН" проводит более 800 мероприятий, позитивный опыт которых активно заимствуется по всей стране.
2.7. Традиционными для многонационального города Москвы стали ежегодно проводимые общегородские мероприятия, направленные на содействие национально-культурному развитию, обеспечение сохранения и приумножения духовно-нравственного и культурного наследия многонационального народа Российской Федерации, распространение знаний о культуре народов России, формирование культуры межнационального общения и профилактику проявлений ксенофобии, противодействие идеологии экстремизма и терроризма. В их числе традиционные национальные праздники практически всех народов, представленных в городе Москве. Особое значение в последние годы приобретают этнографическая олимпиада "Москва - столица многонациональной России", детский фестиваль национальных культур "Мой дом - Москва", Спартакиада национально-культурных объединений и землячеств города Москвы и многие другие мероприятия, получившие общероссийскую известность. А всероссийская акция "Этнографический диктант" привлекает в городе Москве самое большое число участников в стране.
2.8. Непосредственное отношение к вопросам национальной политики имеют ежегодно проводимые Дни регионов Российской Федерации в Москве и Дни Москвы в регионах. В настоящее время со всеми субъектами Российской Федерации заключены соглашения в сфере межрегионального сотрудничества, значительная часть которых касается межнационального взаимодействия. Большую роль в развитии межрегиональных связей города Москвы, в консолидации многонациональной общественности столицы играют московские региональные землячества и Московское окружное казачье общество.
2.9. В городе Москве продолжают работать традиционные механизмы межнационального саморегулирования и общежития, адаптации и интеграции в городское сообщество вновь прибывших представителей различных этнических групп из субъектов Российской Федерации и зарубежных стран. Этнокультурное и языковое многообразие города Москвы, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются достоянием всего многонационального народа России. Они служат укреплению российской государственности и дальнейшему развитию межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации, позволяют создавать новые формы межнационального взаимодействия, положительно воспринимаемые в различных регионах страны.
2.10. Все большее влияние на состояние и развитие национальной политики города Москвы и страны в целом оказывает фактор повышения роли крупнейших городских агломераций, к числу которых относится город Москва, а сама национальная политика становится объектом пространственного, регионального, демографического, культурного и других сфер развития. Эти факторы требуют в большей степени учитывать специфику межнациональных отношений в городе Москве как региона с высокой миграционной активностью, в том числе центра "маятниковой" миграции, со сложным этническим и религиозным составом населения. Особую роль при этом играет Соглашение между Правительством Москвы и Правительством Московской области о стратегическом развитии Московского региона от 15 февраля 2018 г.