5.1. Началом учения (тренировки) является время доведения оперативного задания (распоряжения, сигнала на введение режима "повышенная готовность" или "чрезвычайная ситуация" (далее режимы функционирования), информации о факте и последствиях условной чрезвычайной ситуации).
5.2. Учение (тренировка) может проводиться непрерывно в отведенные временные сроки или с перерывами с объявлением оперативных пауз.
5.3. В целях обеспечения последовательности достижения целей учения (тренировки) и сосредоточения усилий на решении главных вопросов проведение учения (тренировки) может планироваться и проводиться по этапам.
5.4. В ходе проведения учения (тренировки), помимо документов, указанных в приложениях 1, 2 и 3 к настоящим Методическим рекомендациям, обучаемыми могут разрабатываться иные документы (приказы, поручения, указания, распоряжения, справки, донесения, аналитические материалы и другие).
5.5. На первом этапе учения (тренировки) отрабатываются вопросы введения режимов функционирования, проводится оповещение и сбор обучаемых, осуществляется постановка задач, сбор данных по обстановке, их оценка и анализ, проверяются вопросы готовности привлекаемых на учение (тренировку) сил к действиям по предназначению.
При этом особое внимание должно уделяться вопросам развертывания и организации работы систем связи, оповещения и информирования, организации и осуществления практических мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приведения в готовность формирований гражданской обороны и Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5.6. В ходе первого этапа учения (тренировки) проверяется:
5.6.1. Наличие разработанных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы планов и документов по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - планирующие и нормативные документы).
5.6.2. Соответствие перечня, формы, содержания документов, разработанных при подготовке учения (тренировки), приложениям 1, 2 к настоящим Методическим рекомендациям, а также соответствие сроков их разработки и порядка согласования приложению 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.7. При завершении отработки учебных вопросов первого этапа и переходе к очередному этапу учения (тренировки) может объявляться перенос оперативного времени в ходе учения (тренировки) на более позднее относительно текущего астрономического времени с доведением до обучаемых соответствующей обстановки (далее - оперативный скачок).
5.8. В ходе второго и последующих этапов учения (тренировки) отрабатываются вопросы управления силами, привлекаемыми к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, выполнения мероприятий гражданской обороны, проводятся практические мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Особое внимание в ходе второго и последующих этапов учения (тренировки) обращается на проведение мероприятий по наращиванию группировки привлекаемых к учению (тренировке) сил, проведению всех видов разведки, организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, проведению временного отселения населения, проведению информирования и оповещения населения.
5.9. Практические мероприятия по отработке вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах проводятся в целях совершенствования навыков управления и взаимодействия, а также тренировки действий привлекаемых сил по предназначению.
5.10. Проведение практических мероприятий учения (тренировки) по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации осуществляется на фоне имитации и обозначения последствий аварий на коммунальных, энергетических сетях, катастроф и стихийных бедствий, очагов химического загрязнения и радиационного заражения. Для имитации условно пораженных лиц выделяется необходимое количество статистов. Для отработки вопросов спасения людей из-под завалов, с верхних этажей горящих зданий или из затопленных подвалов могут использоваться манекены.
5.11. Проведение практических мероприятий учения (тренировки) по вопросам гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, таких как развертывание пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, пунктов временного размещения населения, подготовка защитного сооружения к приему укрываемых и другие, целесообразно проводить на реальных объектах с последовательным показом всех элементов этой работы.
5.12. По решению руководителя учения (тренировки) в ходе отработки обучаемыми учебных вопросов могут вноситься необходимые изменения и дополнения в план-календарь проведения учения (тренировки).
Наращивание обстановки осуществляется посредническим аппаратом в соответствии с замыслом учения (тренировки) и на основе ранее разработанного плана-календаря проведения учения (тренировки).
При резких изменениях обстановки после оперативного скачка обучаемым предоставляется время, необходимое для ее уяснения и оценки, принятия решения, постановки задач подчиненным, а также организации их выполнения.
5.13. Основным содержанием работы штаба (группы) руководства учением (тренировкой) и посреднического аппарата в ходе учения (тренировки) являются:
5.13.1. Оценка состояния работы по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, готовности к защите персонала (населения) от чрезвычайных ситуаций.
5.13.2. Рассмотрение (изучение) принятых решений и разработанных обучаемыми документов.
5.13.3. Наращивание обстановки.
5.13.4. Изучение методов работы обучаемых на их рабочих местах.
5.13.5. Контроль за практическими действиями обучаемых в ходе проведения учения (тренировки).
5.13.6. Оценка деятельности обучаемых и задействованных в учении (тренировке) органов управления и сил в целом.
5.13.7. Оценка соответствия планирующих и нормативных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы.
5.13.8. Разбор проблемных вопросов, возникших в ходе подготовки и проведения учения (тренировки).
5.14. В ходе проведения учения (тренировки) руководитель учения (тренировки) или по его поручению заместители руководителя учения (тренировки) могут проводить заслушивания обучаемых по решению учебных вопросов.