Действующий

Об утверждении Методических рекомендаций по порядку планирования и проведения учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

5. Организация проведения учения (тренировки)

     

5.1. Началом учения (тренировки) является время доведения оперативного задания (распоряжения, сигнала на введение режима "повышенная готовность" или "чрезвычайная ситуация" (далее режимы функционирования), информации о факте и последствиях условной чрезвычайной ситуации).

5.2. Учение (тренировка) может проводиться непрерывно в отведенные временные сроки или с перерывами с объявлением оперативных пауз.

5.3. В целях обеспечения последовательности достижения целей учения (тренировки) и сосредоточения усилий на решении главных вопросов проведение учения (тренировки) может планироваться и проводиться по этапам.

5.4. В ходе проведения учения (тренировки), помимо документов, указанных в приложениях 1, 2 и 3 к настоящим Методическим рекомендациям, обучаемыми могут разрабатываться иные документы (приказы, поручения, указания, распоряжения, справки, донесения, аналитические материалы и другие).

5.5. На первом этапе учения (тренировки) отрабатываются вопросы введения режимов функционирования, проводится оповещение и сбор обучаемых, осуществляется постановка задач, сбор данных по обстановке, их оценка и анализ, проверяются вопросы готовности привлекаемых на учение (тренировку) сил к действиям по предназначению.

При этом особое внимание должно уделяться вопросам развертывания и организации работы систем связи, оповещения и информирования, организации и осуществления практических мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приведения в готовность формирований гражданской обороны и Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5.6. В ходе первого этапа учения (тренировки) проверяется:

5.6.1. Наличие разработанных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы планов и документов по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - планирующие и нормативные документы).

5.6.2. Соответствие перечня, формы, содержания документов, разработанных при подготовке учения (тренировки), приложениям 1, 2 к настоящим Методическим рекомендациям, а также соответствие сроков их разработки и порядка согласования приложению 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

5.7. При завершении отработки учебных вопросов первого этапа и переходе к очередному этапу учения (тренировки) может объявляться перенос оперативного времени в ходе учения (тренировки) на более позднее относительно текущего астрономического времени с доведением до обучаемых соответствующей обстановки (далее - оперативный скачок).

5.8. В ходе второго и последующих этапов учения (тренировки) отрабатываются вопросы управления силами, привлекаемыми к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, выполнения мероприятий гражданской обороны, проводятся практические мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Особое внимание в ходе второго и последующих этапов учения (тренировки) обращается на проведение мероприятий по наращиванию группировки привлекаемых к учению (тренировке) сил, проведению всех видов разведки, организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, проведению временного отселения населения, проведению информирования и оповещения населения.

5.9. Практические мероприятия по отработке вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах проводятся в целях совершенствования навыков управления и взаимодействия, а также тренировки действий привлекаемых сил по предназначению.

5.10. Проведение практических мероприятий учения (тренировки) по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации осуществляется на фоне имитации и обозначения последствий аварий на коммунальных, энергетических сетях, катастроф и стихийных бедствий, очагов химического загрязнения и радиационного заражения. Для имитации условно пораженных лиц выделяется необходимое количество статистов. Для отработки вопросов спасения людей из-под завалов, с верхних этажей горящих зданий или из затопленных подвалов могут использоваться манекены.

5.11. Проведение практических мероприятий учения (тренировки) по вопросам гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, таких как развертывание пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, пунктов временного размещения населения, подготовка защитного сооружения к приему укрываемых и другие, целесообразно проводить на реальных объектах с последовательным показом всех элементов этой работы.

5.12. По решению руководителя учения (тренировки) в ходе отработки обучаемыми учебных вопросов могут вноситься необходимые изменения и дополнения в план-календарь проведения учения (тренировки).

Наращивание обстановки осуществляется посредническим аппаратом в соответствии с замыслом учения (тренировки) и на основе ранее разработанного плана-календаря проведения учения (тренировки).

При резких изменениях обстановки после оперативного скачка обучаемым предоставляется время, необходимое для ее уяснения и оценки, принятия решения, постановки задач подчиненным, а также организации их выполнения.

5.13. Основным содержанием работы штаба (группы) руководства учением (тренировкой) и посреднического аппарата в ходе учения (тренировки) являются:

5.13.1. Оценка состояния работы по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, готовности к защите персонала (населения) от чрезвычайных ситуаций.

5.13.2. Рассмотрение (изучение) принятых решений и разработанных обучаемыми документов.

5.13.3. Наращивание обстановки.

5.13.4. Изучение методов работы обучаемых на их рабочих местах.

5.13.5. Контроль за практическими действиями обучаемых в ходе проведения учения (тренировки).

5.13.6. Оценка деятельности обучаемых и задействованных в учении (тренировке) органов управления и сил в целом.

5.13.7. Оценка соответствия планирующих и нормативных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы.

5.13.8. Разбор проблемных вопросов, возникших в ходе подготовки и проведения учения (тренировки).

5.14. В ходе проведения учения (тренировки) руководитель учения (тренировки) или по его поручению заместители руководителя учения (тренировки) могут проводить заслушивания обучаемых по решению учебных вопросов.