Действующий

Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-19) (с изменениями на 4 июня 2020 года)

V. Меры контроля доступа к ядерным материалам

42. Учет и контроль ЯМ должны обеспечиваться проведением организационно-технических мероприятий с целью контроля доступа к ЯМ. К таким мероприятиям относятся:

ограничение перечня лиц, допущенных к работам с ЯМ;

обеспечение контроля доступа персонала к ЯМ;

ограничение доступа к местам хранения ЯМ, к оборудованию, обеспечивающему транспортно-технологические операции с ЯМ;

применение СКД.

43. Учет и контроль ЯМ должны обеспечиваться также физической защитой ЯМ, ядерных установок и пунктов хранения ЯМ, включая контроль доступа персонала в помещениях с ЯМ.

44. Основными целями применения СКД в системе учета и контроля ЯМ являются:

обеспечение непрерывного контроля доступа к ЯМ и обнаружения несанкционированного доступа к ЯМ;

обеспечение достоверности сведений о наличии и характеристиках ЯМ;

выявление нарушений и аномалий в учете и контроле ЯМ.

45. В организации используются системы наблюдения и пломбировочные устройства одноразового действия, обеспечивающие защиту объекта от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства (далее - пломбы).

________________

Пункт 13 Положения о федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1044 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 43, ст.5878).


Системы наблюдения включают в себя:

автоматизированные технические системы, устройства, которые позволяют обеспечить идентификацию доступа к ЯМ (в том числе мониторы для контроля перемещения ЯМ, доступа персонала в помещения с ЯМ, датчики контроля вскрытия дверей, люков в помещениях с ЯМ);

технические системы, устройства для теле- или фотонаблюдения с фиксацией происходящих событий.

46. При учете и контроле ЯМ должны применяться пломбы, соответствующие требованиям действующих национальных стандартов.

47. Для контроля доступа к ЯМ в ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, при передаче ЯМ из ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, хранении более одной смены ЯМ в ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, а также при передаче ЯМ между организациями должны применяться пломбы с уникальными идентификационными признаками.

48. Пломбы должны устанавливаться на УЕ, контейнеры, сейфы и другое оборудование, где имеются ЯМ, а также в местах доступа к этому оборудованию (двери, окна, люки и другие устройства, через которые возможен доступ к оборудованию).

Пломбы не устанавливаются на УЕ, из которых ЯМ не могут быть извлечены без нарушения целостности УЕ и целостность которых обеспечена их конструкцией и может быть подтверждена визуальным или инструментальным контролем.

49. В промежутках между физическими инвентаризациями ЯМ необходимо выполнять выборочный контроль установленных пломб в ЗБМ. При определении объема случайной выборки необходимо исходить из требования подтверждения с доверительной вероятностью, равной 0,95, нахождения в надлежащем состоянии не менее 95% пломб. Результаты контроля должны регистрироваться документально.

50. В случае применения в качестве СКД систем наблюдения порядок их применения в целях контроля доступа к ЯМ, а также порядок документальной регистрации и сроки хранения результатов контроля доступа к ЯМ с помощью систем наблюдения в целях учета и контроля ЯМ должны быть установлены документами организации. Срок хранения результатов контроля доступа к ЯМ должен устанавливаться исходя из категории ЯМ в каждой ЗБМ, но должен быть не менее одного МБП.

51. Обращение с пломбами в организации должно осуществляться в соответствии с установленной организацией программой применения пломб и соответствовать действующим национальным стандартам. Программа применения пломб должна утверждаться руководителем организации и может разрабатываться в виде отдельного документа или раздела Положения. Программа применения пломб должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет.

В программе применения пломб необходимо установить:

перечень и описание объектов пломбирования в организации;

перечень типов пломб, используемых в организации;

порядок заказа пломб, их получения, входного контроля, выдачи пломб в структурные подразделения организации;

порядок хранения и утилизации пломб;