Действующий

О проекте Основных направлений развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года

Текущее состояние и основные проблемы


Создана и действует современная система подготовки и повышения квалификации аудиторов. Она включает:

1) проверку квалификации претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора в форме квалификационного экзамена. Для проведения такого экзамена саморегулируемые организации аудиторов в 2010 г. совместно учредили единую аттестационную комиссию. В 2015-2018 гг. экзамен успешно сдавали в среднем 250 человек в год. Организация квалификационного экзамена в высокой степени отвечает признанным в мире международным стандартам;

2) обязательное ежегодное прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации минимальной продолжительностью не менее 120 часов за каждые три последовательных календарных года.

Вместе с тем недостаточный уровень квалификации аудиторов продолжает оставаться одной из наиболее значимых причин низкого уровня доверия к аудиторскому мнению. Действующая система профессиональной аттестации аудиторов не ориентирована в должной степени на достижение претендентами на получение квалификационного аттестата аудитора необходимого уровня компетентности, позволяющего на практике демонстрировать способность к выполнению стоящих перед профессией задач в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. В связи с этим в 2017-2018 гг. разработаны новые концепция и порядок проведения квалификационного экзамена. Они обеспечивают реализацию компетентностного подхода при определении содержания экзаменационных заданий с модульной организацией квалификационного экзамена.

Система непрерывного повышения квалификации аудиторов во многих случаях носит формальный характер. Имеет место дефицит преподавательских кадров для обучения аудиторов по программам повышения квалификации, требуется существенное повышение их качественного уровня. Саморегулируемые организации аудиторов не осуществляют должный контроль организации повышения квалификации аудиторов. Отсутствует итоговый контроль качества обучения.

В последние годы наблюдается падение престижа аудиторской профессии. В определенной степени данное явление порождено влиянием общей экономической ситуации на аудиторский рынок. В то же время не создана действенная система мотивации наиболее профессиональных и опытных работников с целью удержания их в аудиторской профессии. На крайне низком уровне находится заинтересованность молодых специалистов в получении аудиторской профессии.