Важнейшим шагом по совершенствованию профессиональной аттестации аудиторов в предстоящий период станет переход на новый формат квалификационного экзамена со второго квартала 2020 г. Он обеспечит достижение основной цели квалификационного экзамена - всеобъемлющей объективной оценки наличия у лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, необходимого уровня теоретических знаний в областях, имеющих отношение к этой деятельности, и способности применять такие знания в работе. Новый порядок проведения квалификационного экзамена будет способствовать развитию и укреплению аудиторской профессии, повышению ее престижа.
В целях развития системы профессиональной аттестации аудиторов помимо завершения всех методических и организационных мероприятий, необходимых для запуска квалификационного экзамена в новом формате, должны быть:
а) разработана и организована система мониторинга компетенций аудиторов, необходимых для выполнения стоящих перед профессией задач в соответствии со стандартами аудиторской деятельности;
б) обеспечена постоянная актуализация инструментария проведения квалификационного экзамена, в том числе вопросов и заданий, предлагаемых на квалификационном экзамене;
в) организована разработка материалов, в том числе методических, для подготовки к сдаче квалификационного экзамена;
г) организована система подготовки претендентов к сдаче квалификационного экзамена;
д) повышена прозрачность содержания квалификационного экзамена, в том числе посредством обеспечения доступности материалов, необходимых для подготовки к нему;
е) усовершенствована работа единой аттестационной комиссии, в том числе за счет усиления подотчетности исполнительного органа управления коллегиальному органу управления при одновременном сохранении независимости первого в вопросах организации и проведения квалификационного экзамена, повышения финансовой обеспеченности и стабильности деятельности;
ж) уточнен перечень случаев, в которых неучастие аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение трех последовательных календарных лет не влечет аннулирование его квалификационного аттестата аудитора.
В интересах повышения престижа аудиторской профессии следует обеспечить возможность зачета на взаимной основе результатов квалификационных экзаменов, сдаваемых для получения международно признанных квалификаций в области аудиторской деятельности, и экзаменов, проводимых единой аттестационной комиссией.
Повышению результативности системы непрерывного повышения квалификации аудиторов будет способствовать:
а) обеспечение необходимого количественного и качественного уровня преподавательских кадров для обучения аудиторов по программам повышения квалификации, прозрачности формирования преподавательских кадров;
б) продолжение практики определения приоритетной тематики обучения аудиторов по программам повышения квалификации на очередной год, а также мотивация аудиторов к прохождению такого обучения;
в) организация и осуществление на систематической основе контроля организации обучения аудиторов по программам повышения квалификации;
г) активное применение современных форм обучения и итогового контроля его, в том числе на основе IT-технологий;
д) организация обучения аудиторов применению электронных технологий анализа данных и других современных IT-технологий оказания аудиторских и связанных с ними услуг;
е) развертывание обучения аудиторов по программам повышения квалификации в сфере оказания услуг, отличных от традиционного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
ж) пересмотр программ повышения квалификации аудиторов в области оказания аудиторских услуг кредитным и некредитным финансовым организациям, ориентация их, прежде всего, на развитие компетенций и навыков, необходимых для оказания аудиторских услуг в финансовой сфере.