Текущее состояние и основные проблемы
Основой институционального построения аудиторской профессии является саморегулирование ее. Саморегулируемые организации аудиторов - это некоммерческие организации, созданные на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Основными функциями саморегулируемых организаций аудиторов являются: ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций в отношении своих членов; принятие правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов; организация прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации, контроль соблюдения аудиторами требования о таком обучении; осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов; рассмотрение жалоб на действия (бездействие) своих членов; участие в деятельности, включая финансирование, единой аттестационной комиссии; обеспечение информационной открытости деятельности своих членов; представление интересов своих членов в их отношениях с органами власти.
С момента введения обязательного членства субъектов аудиторской деятельности в саморегулируемых организациях аудиторов наблюдается процесс консолидации данных институтов: неуклонно снижается их количество (с шести в 2009 году до двух в 2019 году), унифицируется порядок исполнения ими многих функций.
В результате создания саморегулируемых организаций аудиторов и введения обязательного членства в них аудиторских организаций, аудиторов завершилось организационное оформление аудиторской профессии. Посредством обязательного членства в саморегулируемых организациях аудиторов на все аудиторские организации, аудиторов распространяются элементы, обеспечивающие единство и целостность данной профессии: стандарты аудиторской деятельности; кодекс профессиональной этики аудиторов; правила независимости аудиторов и аудиторских организаций; контроль их работы; имущественная ответственность перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами.
Вместе с тем ряд институциональных проблем аудиторской профессии ограничивает ее развитие. Среди таких проблем - низкая активность участия аудиторских организаций, аудиторов в деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, членами которых они являются; недостаточный уровень корпоративного управления в саморегулируемых организациях аудиторов; нацеленность саморегулируемых организаций аудиторов на решение, главным образом, узких корпоративных вопросов и задач, не имеющих общественного значения; недостаточность финансовых ресурсов саморегулируемых организаций аудиторов, препятствующая ведению полноценной методической, исследовательской деятельности, оказанию поддержки своим членам, а также нерациональное использование этой базы; неоправданная конкуренция между саморегулируемыми организациями аудиторов.
Ключевые действия
Саморегулируемая организация аудиторов должна по-прежнему оставаться основным институтом аудиторской профессии. Положительно зарекомендовав себя при решении вопросов оформления профессии, данный институт требует существенных изменений. При уточнении места и роли этого института необходимо исходить из того, что в сфере аудиторской деятельности действует единая система международных стандартов аудита, этических стандартов и правил независимости, профессиональной аттестации. В связи с этим, а также принимая во внимание российский опыт, международную практику и международные обязательства Российской Федерации, деятельность этого института должна быть сосредоточена на следующих основных вопросах: методическая и иная необходимая помощь членам, подготовка и повышение квалификации аудиторов, контроль качества работы членов, участие в обсуждении вопросов, связанных с государственной политикой в сфере аудиторской деятельности, применение мер воздействия к членам, научные и иные исследования, просветительская, разъяснительная и информационная работа, поддержание связей с пользователями аудиторских услуг и деловым сообществом, создание и поддержание положительного имиджа аудиторской профессии. Дальнейшее укрепление саморегулирования аудиторской профессии предполагает:
а) завершение консолидации аудиторской профессии путем объединения аудиторских организаций, аудиторов в единой саморегулируемой организации аудиторов; сохранение членства аудиторских организаций и аудиторов в одной саморегулируемой организации аудиторов, исходя из единства стандартов аудиторской деятельности и в интересах обеспечения необходимых финансовых ресурсов; дальнейшее перераспределение функций, связанных с регулированием аудиторской деятельности;
б) активизацию участия аудиторских организаций, аудиторов в деятельности саморегулируемой организации аудиторов, в том числе посредством совершенствования корпоративного управления в этой организации (в частности, улучшение практики формирования органов управления и специализированных органов, повышение роли независимых членов коллегиальных органов управления, систематическая ротация членов коллегиальных и исполнительных органов управления);
в) нахождение на основе обширного международного опыта и внедрение в саморегулируемой организации аудиторов механизмов, обеспечивающих учет интересов и потребностей разных групп членов: аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и иных субъектов аудиторской деятельности; крупных и малых аудиторских организаций; юридических и физических лиц;
г) расширение членской базы саморегулируемой организации аудиторов за счет представителей связанных (смежных) видов экономической деятельности (специалистов по бухгалтерскому учету, иных специалистов);
д) осуществление мер, направленных на привлечение молодежи в аудиторскую профессию, в частности, посредством активного сотрудничества с соответствующими высшими учебными заведениями;
е) упорядочение работы саморегулируемой организации аудиторов по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) ее членов;
ж) увеличение объема финансовых ресурсов саморегулируемой организации аудиторов, в первую очередь, за счет расширения перечня источников финансирования деятельности и повышения качества управления ресурсами.
Результативность деятельности институтов аудиторской профессии в большой степени зависит от их взаимодействия с государством и уполномоченными им органами. В связи с этим будут приняты меры по:
а) совершенствованию информационного обмена между институтами аудиторской профессии, с одной стороны, и государственными органами, уполномоченными в данной сфере, Банком России, с другой стороны;
б) расширению форм взаимодействия институтов аудиторской профессии и государственными органами, уполномоченными в данной сфере, Банком России;
в) устранению либо сведению к минимуму дублирования функций и полномочий институтов аудиторской профессии и государственных органов, уполномоченных в данной сфере, Банка России, в частности, сведению к минимуму дублирующих контрольных мероприятий, осуществляемых в отношении одних и тех же аудиторских организаций, имея при этом в виду сохранение независимости контроля, осуществляемого уполномоченными надзорными органами, от аудиторской профессии;
г) разработке новой структуры нормативного правового регулирования государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов;
д) пересмотру в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" обязательных требований к институтам аудиторской профессии, проверяемых при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью этих институтов, в частности, исключению устаревших, избыточных и дублирующих требований.