Действующий

Об Основных направлениях развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года

3.4. Повышение квалификации аудиторов

Текущее состояние и основные проблемы


Создана и действует современная система подготовки и повышения квалификации аудиторов. Она включает:

1) проверку квалификации претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора в форме квалификационного экзамена. Для проведения такого экзамена саморегулируемые организации аудиторов в 2010 году совместно учредили единую аттестационную комиссию. В 2015-2018 годах экзамен успешно сдавали в среднем 250 человека в год. Организация квалификационного экзамена в высокой степени отвечает признанным в мире международным стандартам;

2) обязательное ежегодное прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации минимальной продолжительностью не менее 120 часов за каждые три последовательных календарных года.

Вместе с тем недостаточный уровень квалификации аудиторов продолжает оставаться одной из наиболее значимых причин низкого уровня доверия к аудиторскому мнению. Действующая система профессиональной аттестации аудиторов не ориентирована в должной степени на достижение претендентами на получение квалификационного аттестата аудитора необходимого уровня компетентности, позволяющего на практике демонстрировать способность к выполнению стоящих перед профессией задач в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. В связи с этим в 2017-2018 годах разработаны новые концепция и порядок проведения квалификационного экзамена. Они обеспечивают реализацию компетентностного подхода при определении содержания экзаменационных заданий с модульной организацией квалификационного экзамена.

Система непрерывного повышения квалификации аудиторов во многих случаях носит формальный характер. Имеет место дефицит преподавательских кадров для обучения аудиторов по программам повышения квалификации, требуется существенное повышение их качественного уровня. Саморегулируемые организации аудиторов не осуществляют должный контроль организации повышения квалификации аудиторов. Отсутствует итоговый контроль качества обучения.

В последние годы наблюдается падение престижа аудиторской профессии. В определенной степени данное явление порождено влиянием общей экономической ситуации на аудиторский рынок. В то же время не создана действенная система мотивации наиболее профессиональных и опытных работников с целью удержания их в аудиторской профессии. На крайне низком уровне находится заинтересованность молодых специалистов в получении аудиторской профессии.

Ключевые действия


Важнейшим шагом по совершенствованию профессиональной аттестации аудиторов в предстоящий период станет переход на новый формат квалификационного экзамена со второго квартала 2020 году. Он обеспечит достижение основной цели квалификационного экзамена - всеобъемлющей объективной оценки наличия у лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, необходимого уровня теоретических знаний в областях, имеющих отношение к этой деятельности, и способности применять такие знания в работе. Новый порядок проведения квалификационного экзамена будет способствовать развитию и укреплению аудиторской профессии, повышению ее престижа.

В целях развития системы профессиональной аттестации аудиторов помимо завершения всех методических и организационных мероприятий, необходимых для запуска квалификационного экзамена в новом формате, должны быть:

а) разработана и организована система мониторинга компетенций аудиторов, необходимых для выполнения стоящих перед профессией задач в соответствии со стандартами аудиторской деятельности;

б) обеспечена постоянная актуализация инструментария проведения квалификационного экзамена, в том числе вопросов и заданий, предлагаемых на квалификационном экзамене;

в) организована разработка материалов, в том числе методических, для подготовки к сдаче квалификационного экзамена;

г) организована система подготовки претендентов к сдаче квалификационного экзамена;

д) повышена прозрачность содержания квалификационного экзамена, в том числе посредством обеспечения доступности материалов, необходимых для подготовки к нему;

е) усовершенствована работа единой аттестационной комиссии, в том числе за счет усиления подотчетности исполнительного органа управления коллегиальному органу управления при одновременном сохранении независимости первого в вопросах организации и проведения квалификационного экзамена, повышения финансовой обеспеченности и стабильности деятельности;

ж) уточнен перечень случаев, в которых неучастие аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение трех последовательных календарных лет не влечет аннулирование его квалификационного аттестата аудитора.

В интересах повышения престижа аудиторской профессии следует обеспечить возможность зачета на взаимной основе результатов квалификационных экзаменов, сдаваемых для получения международно признанных квалификаций в области аудиторской деятельности, и экзаменов, проводимых единой аттестационной комиссией.

Повышению результативности системы непрерывного повышения квалификации аудиторов будет способствовать:

а) обеспечение необходимого количественного и качественного уровня преподавательских кадров для обучения аудиторов по программам повышения квалификации, прозрачности формирования преподавательских кадров;

б) продолжение практики определения приоритетной тематики обучения аудиторов по программам повышения квалификации на очередной год, а также мотивация аудиторов к прохождению такого обучения;

в) организация и осуществление на систематической основе контроля организации обучения аудиторов по программам повышения квалификации;

г) активное применение современных форм обучения и итогового контроля его, в том числе на основе IT-технологий;

д) организация обучения аудиторов применению электронных технологий анализа данных и других современных IT-технологий оказания аудиторских и связанных с ними услуг;

е) развертывание обучения аудиторов по программам повышения квалификации в сфере оказания услуг, отличных от традиционного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;

ж) пересмотр программ повышения квалификации аудиторов в области оказания аудиторских услуг кредитным и некредитным финансовым организациям, ориентация их, прежде всего, на развитие компетенций и навыков, необходимых для оказания аудиторских услуг в финансовой сфере.