Действующий

О направлении методических рекомендаций

Приложение 11 к письму Рособрнадзора от 27 декабря 2017 г. N 10-870 "Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов" (в редакции письма Рособрнадзора от 26 апреля 2018 г. N 10-268)

2. Особенности организации ППЭ


ППЭ для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов организуются в условиях, учитывающих состояние здоровья и особенности психофизического развития, в том числе на базе ОО, в которых может быть назначена специализированная аудитория (аудитории), в медицинской организации, в которой обучающийся находится на длительном лечении, и на дому.

Материально-технические условия должны обеспечивать:

возможность беспрепятственного доступа участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях;

наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, широких проходов внутри помещения между предметами мебели и свободного подхода на инвалидной коляске к рабочему месту;

наличие специальных кресел и других приспособлений;

при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже.

Аудитории ППЭ для слабослышащих участников экзамена должны быть оборудованы звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования. Освещенность каждого рабочего места в аудитории для слабовидящих должна быть равномерной и не ниже 300 люкс. Возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не ниже 300 люкс при отсутствии динамической регулировки.

Во время экзамена в ППЭ могут находиться ассистенты, оказывающие участникам ГИА с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую помощь с учетом их индивидуальных особенностей:

содействие в перемещении;

оказание помощи в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;

вызов медперсонала;

помощь в общении с сотрудниками ППЭ (сурдоперевод - для глухих);

помощь при чтении заданий;

помощь при оформлении регистрационных полей бланка регистрации, бланка ответов.

Ассистентом может быть назначен родитель (законный представитель) участника ГИА, штатный сотрудник ОО, в которой он обучается. Ассистентом выпускника прошлых лет может быть назначен прикрепленный к инвалиду социальный работник. Для сопровождения участников ГИА запрещается назначать учителя-предметника по учебному предмету, по которому проводится ГИА в данный день (на экзамены по русскому языку и математике допускаются ассистент-сурдопедагог - для глухих участников экзамена, ассистент-тифлопедагог - для слепых участников экзамена).     

Приложение 7. Особенности организации пункта проведения ГИА для участников экзамена с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов*

N п/п

Категория участников с

Перечень особых условий проведения ГИА в ППЭ для отдельных лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов

ОВЗ

Оформление КИМ

Продолжительность экзамена

Рабочее место

Работа ассистента

Оформление работы

1.

Слепые, поздноослепшие

Перевод на шрифт Брайля

Увеличивается на 1,5 часа

Продолжительность ЕГЭ и ОГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение") увеличивается на 30 минут

Отдельная аудитория, количество участников ГИА в одной аудитории - не более 8 чел.

Ассистент оказывает помощь в передвижении и расположении участника экзамена на рабочем месте, заполнении регистрационных полей бланка регистрации, бланка ответа N 1, переносе ответов из черновика в бланк

Участник ГИА оформляет экзаменационную работу в тетради рельефно-
точечным шрифтом

Тифлопереводчик переводит работу участника ГИА и оформляет ее на бланке установленной формы

2.

Слабовидящие

Шрифт, увеличенный до 16-18 pt.

Шрифт без засечек Arial, Verdana.

Отдельная аудитория, количество участников ГИА в одной аудитории - не более 12 чел.

Индивидуальное равномерное освещение не ниже 300 люкс.

Каждому участнику ГИА предоставляется увеличивающее устройство

Аудитория оборудуется техникой для масштабирования ЭМ

установленного образца, а также, при необходимости, в прочтении задания

Участник ГИА может оформлять работу на бланках увеличенного размера (до A3)

3.

Глухие, позднооглохшие

нет

Количество участников ГИА в одной аудитории - не более 6 чел.

Ассистент-
сурдопереводчик, осуществляет, при необходимости,

Текстовая форма инструкции по заполнению бланков.

4.

Слабослышащие

нет

Наличие звукоусиливающей аппаратуры как коллективного, так и индивидуального пользования.

Количество участников ГИА в одной аудитории - не более 10 чел.

жестовый перевод и разъяснение непонятных слов.

5.

С ТНР

нет

Количество участников ГИА в одной аудитории - не более 12 чел.

Текстовая форма инструкции по заполнению бланков.

6.

С НОДА

нет

Отдельные аудитории в ППЭ должны находиться на первых этажах.

Рабочее место может быть оборудовано компьютером, не имеющим выхода в сеть "Интернет" и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету.

Количество участников ГИА в одной аудитории - не более 10 человек.

В ППЭ - пандусы и поручни, в помещении - специальные кресла, медицинские лежаки - для детей, которые не могут долго сидеть.

В туалетных помещениях также предусмотреть расширенные дверные проемы и поручни.

Ассистенты могут при необходимости в течение всего экзамена оказывать помощь в сопровождении выпускников с ограниченной мобильностью (помогают сменить положение в колясках, креслах, лежаках, фиксировать положение в кресле, укрепить и поправить протезы и т.п.).

При выполнении участником ГИА экзаменационной работы на компьютере ассистент распечатывает ответы участника и переносит информацию с распечатанных бланков участника ГИА в стандартные бланки ответов.

При выполнении участником экзамена работы на компьютере ассистент оформляет регистрационный бланк (для участника ЕГЭ), бланк ответа N 1, бланк ответов N 2.

8.

Участники ГИА с ЗПР, обучающиеся по адаптированным основным общеобразова-
тельным программам.

нет

Количество участников ГИА в одной аудитории - не более 5 человек.

-

9.

Обучающиеся с РАС

нет

Отдельная аудитория.

Количество участников ГИА в одной аудитории - не более 5 чел.

Ассистент помогает участнику занять место в аудитории, предотвращает аффективные реакции на новую стрессовую обстановку, возникающую во время проведения экзамена.

Допускается выполнение участником ГИА экзаменационной работы на компьютере, не имеющем выхода в сеть "Интернет" и не содержащем информации по сдаваемому учебному предмету. Ассистент распечатывает ответы участника и переносит информацию с распечатанных бланков участника ГИА в стандартные бланки ответов.

-

10.

Иные категории участников с ОВЗ (диабет, онкология, астма, порок сердца, энурез, язва и др.)

нет

В соответствии с рекомендациями ПМПК.

-

________________
     * Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в 2019 году (Приложение 11 к письму Рособрнадзора от 29 декабря 2018 г. N 10-987 "О направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2019 году")



     2. Организация деятельности специалистов ПМПК в части ГИА


Общие правила работы специалистов ПМПК - соблюдение в своей деятельности требований командного взаимодействия:

принимать общую цель (предоставление компетентного и ответственного заключения);

нести персональную ответственность за собственные диагностические выводы;

принимать участие в обсуждении и приходить к коллегиальному заключению;

заботиться о сохранении имиджа ПМПК, корректно взаимодействуя с родителями и доступно отвечая на возникающие у них вопросы.