2. Особенности организации ППЭ
ППЭ для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов организуются в условиях, учитывающих состояние здоровья и особенности психофизического развития, в том числе на базе ОО, в которых может быть назначена специализированная аудитория (аудитории), в медицинской организации, в которой обучающийся находится на длительном лечении, и на дому.
Материально-технические условия должны обеспечивать:
возможность беспрепятственного доступа участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях;
наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, широких проходов внутри помещения между предметами мебели и свободного подхода на инвалидной коляске к рабочему месту;
наличие специальных кресел и других приспособлений;
при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже.
Аудитории ППЭ для слабослышащих участников экзамена должны быть оборудованы звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования. Освещенность каждого рабочего места в аудитории для слабовидящих должна быть равномерной и не ниже 300 люкс. Возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не ниже 300 люкс при отсутствии динамической регулировки.
Во время экзамена в ППЭ могут находиться ассистенты, оказывающие участникам ГИА с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую помощь с учетом их индивидуальных особенностей:
содействие в перемещении;
оказание помощи в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;
вызов медперсонала;
помощь в общении с сотрудниками ППЭ (сурдоперевод - для глухих);
помощь при чтении заданий;
помощь при оформлении регистрационных полей бланка регистрации, бланка ответов.
Ассистентом может быть назначен родитель (законный представитель) участника ГИА, штатный сотрудник ОО, в которой он обучается. Ассистентом выпускника прошлых лет может быть назначен прикрепленный к инвалиду социальный работник. Для сопровождения участников ГИА запрещается назначать учителя-предметника по учебному предмету, по которому проводится ГИА в данный день (на экзамены по русскому языку и математике допускаются ассистент-сурдопедагог - для глухих участников экзамена, ассистент-тифлопедагог - для слепых участников экзамена).
Приложение 7. Особенности организации пункта проведения ГИА для участников экзамена с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов*
N п/п | Категория участников с | Перечень особых условий проведения ГИА в ППЭ для отдельных лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов | ||||
ОВЗ | Оформление КИМ | Продолжительность экзамена | Рабочее место | Работа ассистента | Оформление работы | |
1. | Слепые, поздноослепшие | Перевод на шрифт Брайля | Увеличивается на 1,5 часа | Отдельная аудитория, количество участников ГИА в одной аудитории - не более 8 чел. | Ассистент оказывает помощь в передвижении и расположении участника экзамена на рабочем месте, заполнении регистрационных полей бланка регистрации, бланка ответа N 1, переносе ответов из черновика в бланк | Участник ГИА оформляет экзаменационную работу в тетради рельефно- |
2. | Слабовидящие | Шрифт, увеличенный до 16-18 pt. | Отдельная аудитория, количество участников ГИА в одной аудитории - не более 12 чел. | установленного образца, а также, при необходимости, в прочтении задания | Участник ГИА может оформлять работу на бланках увеличенного размера (до A3) | |
3. | Глухие, позднооглохшие | нет | Количество участников ГИА в одной аудитории - не более 6 чел. | Ассистент- | Текстовая форма инструкции по заполнению бланков. | |
4. | Слабослышащие | нет | Наличие звукоусиливающей аппаратуры как коллективного, так и индивидуального пользования. | жестовый перевод и разъяснение непонятных слов. | ||
5. | С ТНР | нет | Количество участников ГИА в одной аудитории - не более 12 чел. | Текстовая форма инструкции по заполнению бланков. | ||
6. | С НОДА | нет | Отдельные аудитории в ППЭ должны находиться на первых этажах. | Ассистенты могут при необходимости в течение всего экзамена оказывать помощь в сопровождении выпускников с ограниченной мобильностью (помогают сменить положение в колясках, креслах, лежаках, фиксировать положение в кресле, укрепить и поправить протезы и т.п.). | При выполнении участником экзамена работы на компьютере ассистент оформляет регистрационный бланк (для участника ЕГЭ), бланк ответа N 1, бланк ответов N 2. | |
8. | Участники ГИА с ЗПР, обучающиеся по адаптированным основным общеобразова- | нет | Количество участников ГИА в одной аудитории - не более 5 человек. | - | ||
9. | Обучающиеся с РАС | нет | Отдельная аудитория. | Ассистент помогает участнику занять место в аудитории, предотвращает аффективные реакции на новую стрессовую обстановку, возникающую во время проведения экзамена. | - | |
10. | Иные категории участников с ОВЗ (диабет, онкология, астма, порок сердца, энурез, язва и др.) | нет | В соответствии с рекомендациями ПМПК. | - | ||
________________ |
2. Организация деятельности специалистов ПМПК в части ГИА
Общие правила работы специалистов ПМПК - соблюдение в своей деятельности требований командного взаимодействия:
принимать общую цель (предоставление компетентного и ответственного заключения);
нести персональную ответственность за собственные диагностические выводы;
принимать участие в обсуждении и приходить к коллегиальному заключению;
заботиться о сохранении имиджа ПМПК, корректно взаимодействуя с родителями и доступно отвечая на возникающие у них вопросы.