Таблица 1. Формы проведения ГВЭ, доступные для выбора разным категориям участников ГВЭ
Категория обучающихся | Доступные для выбора формы проведения ГВЭ | ||||
ГВЭ | ГВЭ по русскому языку (письменная форма) | ||||
Письменн. | Устная | Сочинение | Изложение с творческим заданием | Диктант | |
Обучающиеся с ОВЗ, инвалидностью за исключением обучающихся с НОДА, глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших, владеющие шрифтом Брайля, с ЗПР, обучающихся по АООП, с ТНР | да | нет | да | да | нет |
Обучающиеся с ОВЗ, инвалидностью (с НОДА, слабослышащие и позднооглохшие, слепые, слабовидящие и поздноослепшие, владеющие шрифтом Брайля, глухие, с ЗПР, обучающиеся по АООП, с ТНР) | да | да | да | да | нет |
Обучающиеся с ОВЗ, инвалидностью (с РАС) | да | да | да | да | да |
Проведение ГВЭ для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов
Обучающиеся с НОДА и дисфункцией речевого аппарата могут выполнять письменную работу на компьютере.
При проведении ГВЭ могут присутствовать ассистенты, оказывающие участникам ГВЭ с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь (сурдоперевод, помощь в занятии рабочего места, передвижении, помощь в прочтении заданий, перенос ответов в экзаменационные бланки) с учетом их индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
Организация экзаменов для разных категорий участников ГВЭ с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов имеет ряд особенностей.
Для слабослышащих обучающихся аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (см. п.53 Порядка ГИА-11). При необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик (см. п.53 Порядка ГИА-11). В обязанности ассистента-сурдопереводчика входит осуществление сурдоперевода на всех этапах экзамена (при желании глухого и слабослышащего экзаменуемого), в том числе при устном разъяснении процедурных особенностей его проведения, устном предъявлении организатором текста изложения для всех экзаменуемых (осуществление одновременного сурдоперевода), при необходимости уточнение с помощью сурдоперевода творческого задания и др.
Отсутствие специальной звукоусиливающей электроакустической аппаратуры не может являться препятствием для проведения ГВЭ, так как обучающиеся активно пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами. Нужны те условия для использования остаточного слуха, которые комфортны обучающимися в связи с их специфическими техническими ресурсами и опытом их эксплуатации. Это могут быть аппаратура для фронтального пользования, привычная обучающимся, или их собственные индивидуальные слуховые аппараты, рекомендованные сурдоцентром (для слабослышащих детей) или индивидуальной программой реабилитации - для глухих детей, являющихся инвалидами детства.
Для слепых обучающихся ЭМ оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера. Письменная экзаменационная работа такими участниками выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере.
Для слабовидящих обучающихся ЭМ копируются в увеличенном размере, для чего в аудиториях проведения экзаменов устанавливаются увеличительные устройства и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.
Обучающиеся с РАС могу выполнять экзаменационную работу на компьютере, не имеющем выход в сеть "Интернет" и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету. При выполнении участником ГВЭ экзаменационной работы на компьютере ассистент распечатывает ответы участника ГВЭ и переносит информацию с распечатанных бланков участника в стандартные бланки ответов.
ППЭ может быть организован на базе любой образовательной организации. При наличии медицинских показаний - заключения медицинской организации - и рекомендаций ЦПМПК экзамен может быть организован на дому (ППЭ на дому) по месту жительства обучающегося.
Продолжительность экзамена для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов увеличивается на 1,5 часа. В продолжительность выполнения экзаменационной работы по учебным предметам не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся, выдачу им ЭМ, заполнение ими регистрационных полей бланков).
При продолжительности выполнения экзаменационной работы 4 и более часа организуются перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий, питание обучающихся.
3. Особенности экзаменационных работ ГВЭ в письменной форме по отдельным учебным предметам
3.1. ГВЭ по русскому языку
Таблица 2. Распределение ЭМ материалов по категориям участников ГВЭ по русскому языку
Номера вариантов ЭМ материалов | Категория участников ГВЭ | Форма ГВЭ по русскому языку |
100-ые номера | - участники ГВЭ без ОВЗ; | Сочинение |
200-ые номера | - глухие обучающиеся; | Сочинение |
300-ые номера | - слепые обучающиеся; | Сочинение |
400-ые номера | - участники ГВЭ без ОВЗ; | Изложение |
500-ые номера | - глухие обучающиеся; | Изложение |
600-ые номера | - слепые обучающиеся; | Изложение |
700-ые номера | - обучающиеся с РАС | Диктант |
Участникам ГВЭ без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение (100-ые номера вариантов ЭМ) или изложение с творческим заданием (400-ые номера вариантов ЭМ).
Участники ГВЭ с ОВЗ: