Действующий

О направлении методических рекомендаций

Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2019 году


(Приложение 12 к письму Рособрнадзора от 29 декабря 2018 г. N 10-987 "О направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2019 году")

Таблица 1. Формы проведения ГВЭ, доступные для выбора разным категориям участников ГВЭ

Категория обучающихся

Доступные для выбора формы проведения ГВЭ

ГВЭ

ГВЭ по русскому языку (письменная форма)

Письмен.

Устная

Сочинение

Изложение с творческим заданием

Диктант

Обучающиеся с ОВЗ, инвалидностью (НОДА, слабослышащие и позднооглохшие, слепые, слабовидящие и поздноослепшие)

да

да

да

Сжатое: да

Подробное: нет

нет

Обучающиеся с ОВЗ, инвалидностью (глухие, ЗПР, ТНР)

да

да

да

Сжатое: да

Подробное: да

нет

Обучающиеся с ОВЗ, инвалидностью (РАС)

да

да

нет

Сжатое: нет

Подробное: нет

да

Обучающиеся с ОВЗ, инвалидностью, не владеющие рельефно-точечным шрифтом Брайля

нет

да

нет

Сжатое: нет

Подробное: нет

нет

Обучающиеся с ОВЗ, инвалидностью, владеющие рельефно-точечным шрифтом Брайля

да

нет

да

Сжатое: да

Подробное: нет

нет

2. Проведение ГВЭ для участников с ОВЗ, инвалидностью

Организация экзаменов для разных категорий участников ГВЭ с ОВЗ имеет ряд особенностей. ППЭ может быть организован на базе любой образовательной организации. При наличии медицинских показаний - заключения медицинской организации - и рекомендаций ПМПК экзамен может быть организован на дому (ППЭ на дому).

Продолжительность экзамена для участников с ОВЗ, инвалидностью увеличивается на 1,5 часа. В продолжительность выполнения экзаменационной работы по учебным предметам не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся, выдачу ЭМ участникам ГВЭ, заполнение ими регистрационных полей бланков). При продолжительности выполнения экзаменационной работы 4 часа и более организуется питание обучающихся.

Для каждого участника организуется отдельное рабочее место для подготовки к ответу. Участники ГИА могут взять с собой на отведенное место в аудитории медицинские приборы и препараты, показанные для экстренной помощи (наличие медицинского документа, рекомендаций ПМПК), а также необходимое техническое оборудование для выполнения заданий (брайлевский прибор и грифель, брайлевская печатная машинка, лупа или иное увеличительное устройство, специальные чертежные инструменты и др.).

Обучающиеся с НОДА и дисфункцией речевого аппарата, тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей могут выполнять письменную работу на компьютере.

При проведении ГВЭ могут присутствовать ассистенты, оказывающие участникам ГВЭ с ОВЗ необходимую техническую помощь (сурдоперевод, помощь в занятии рабочего места, передвижении) с учетом их индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Для глухих и слабослышащих обучающихся аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования. Отсутствие специальной звукоусиливающей электроакустической аппаратуры (ЗУЭА) не может являться препятствием для проведения ГВЭ, так как обучающиеся активно пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами. Нужны те условия для использования остаточного слуха, которые комфортны обучающимся в ОО в связи с их специфическими техническими ресурсами и опытом их эксплуатации обучающимися. Это могут быть аппаратура для фронтального пользования, привычная обучающимся, или их собственные индивидуальные слуховые аппараты, рекомендованные сурдоцентром (для слабослышащих детей) или индивидуальной программой реабилитации - для глухих детей, являющихся инвалидами детства. При необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик. В обязанности ассистента-сурдопереводчика входит осуществление сурдоперевода на всех этапах экзамена (при желании глухого и слабослышащего экзаменуемого), в том числе при устном разъяснении процедурных особенностей его проведения, устном предъявлении организатором текста изложения для всех экзаменуемых (осуществление одновременного сурдоперевода), при необходимости уточнение с помощью сурдоперевода творческого задания и др.

При проведении экзамена для слепых обучающихся предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер без выхода в сеть "Интернет" (при необходимости), а также информации по сдаваемому учебному предмету.

Для проведения экзамена для слабовидящих обучающихся ЭМ предоставляются в увеличенном размере, в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.

3. Особенности ЭМ ГВЭ (письменная форма)

Общие требования к ГВЭ по русскому языку

Таблица 3. Распределение ЭМ материалов по категориям участников ГВЭ по русскому языку

Номера вариантов ЭМ материалов

Категория участников ГВЭ

Форма ГВЭ по русскому языку

100-ые номера

литера "А"

- участники ГВЭ без ОВЗ;

- обучающиеся с НОДА;

- слабослышащие обучающиеся;

- позднооглохшие обучающиеся

Сочинение

200-ые номера

литера "К"

- глухие обучающиеся;

- участники ГИА с ЗПР, обучающиеся по адаптированным основным образовательным программам;

- обучающиеся с ТНР

Сочинение

300-ые номера

литера "С"

- слепые обучающиеся;

- слабовидящие и поздноослепшие обучающиеся, владеющие шрифтом Брайля

Сочинение

400-ые номера

литера "А"

- участники ГВЭ без ОВЗ;

- обучающиеся с НОДА;

- слабослышащие обучающиеся;

- позднооглохшие обучающиеся

Изложение

500-ые номера

литера "К"

- глухие обучающиеся;

- участники ГИА с ЗПР, обучающиеся по адаптированным основным образовательным программам;

- обучающиеся с ТНР

Изложение

600-ые номера

литера "С"

- слепые обучающиеся;

- слабовидящие и поздноослепшие обучающиеся, владеющие шрифтом Брайля

Изложение

700-ые номера

литера "Д"

- обучающиеся с РАС

Диктант


Участникам ГВЭ без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение (100-ые номера вариантов ЭМ) или изложение с творческим заданием (400-ые номера вариантов ЭМ).

Участники ГВЭ с ОВЗ:

1. Обучающимся предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение (100-ые и 400-ые номера вариантов).

2. Слепым обучающимся, слабовидящим и поздноослепшим обучающимся, владеющим шрифтом Брайля предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: изложение (сжатое) с творческим заданием (600-ые номера вариантов) или сочинение (300-ые и 600-ые номера вариантов). ЭМ аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ, но в текстах сведены к минимуму визуальные образы. ЭМ переведены на шрифт Брайля.

3. Глухие обучающиеся, участники ГИА с ЗПР, обучающиеся по адаптированным основным образовательным программам, с ТНР могут выбрать изложение (сжатое или подробное по выбору выпускника) с творческим заданием (500-ые номера вариантов) или сочинение (200-ые номера вариантов). ЭМ имеет ряд особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учетом категории экзаменуемых; предусмотрены особые критерии оценивания и инструкции к заданиям, отражающие специфику той или иной категории участников с ОВЗ.

При желании обучающегося с нарушенным слухом обеспечивается сурдоперевод текста изложения.

4. Для обучающихся с РАС предлагается диктант с особыми критериями оценивания* (700-ые номера вариантов).