Категория | Задания | Обоснование | Приме- |
Глухие, обучающиеся по АООП для глухих | Параметры, которые не могут быть оценены корректно у обучающихся данных категорий из-за специфических особенностей речевого развития: | ||
Слабослышащие (инвалиды по слуху), обучающиеся по | - Задание 1. Чтение текста вслух (Таблица 1). | прочтение текста ограничено или недоступно, т.к. обучающиеся могут не владеть устной речью | |
АООП для слабослышащих (II отделение) | - Задание 2. Пересказ текста с включением приведенного высказывания (Таблица 2). | пересказ текста без зрительной опоры (плана) затруднен или пересказ невозможен, т.к. обучающиеся могут не владеть устной речью | |
- Задание 3 (монологическое высказывание) (Таблица 4) и Таблица 5 (диалог). | доступно ограниченно или недоступно, т.к. обучающиеся могут не владеть устной речью | ||
- Таблица 3, 6: наличие грамматических, орфоэпических, речевых ошибок, искажений слов при выполнении заданий 1 и 2, 3 и 4. | всегда присутствуют грамматические, орфоэпические, речевые ошибки, искажение слов из-за специфического речевого развития | ||
- Таблицы 7 (речевое высказывание: богатство и точность словаря, использование разнообразных синтаксических конструкций). | доступно ограничено или недоступно из-за специфического речевого развития | ||
Обучающиеся с ТНР (АООП для ТНР) с выраженными | Параметры, которые не могут быть оценены корректно у обучающихся данных категорий из-за тяжелой речевой патологии (полного отсутствия устной речи или выраженного искажения произношения при оформлении устного речевого высказывания): | ||
формами речевой патологии: заикание, афазия, ринолалия | - Задание 1. Чтение текста вслух (Таблица 1). | прочтение текста ограничено или недоступно вследствие тяжелой выраженной патологии речи | |
Обучающиеся с НОДА (АООП для НОДА) с выраженными | - Задание 2. Пересказ текста с включением приведенного высказывания (Таблица 2). | пересказ текста доступен в сокращенном виде или недоступен | |
формами речевой патологии: тяжелой формой дизартрии, анартрией, | - Задание 3 (монологическое высказывание) (Таблица 4) и Таблица 5 (диалог). | выполнение доступно ограниченно или недоступно вследствие тяжелой выраженной патологии речи | |
афазией | - Таблица 3, 6: наличие грамматических, орфоэпических, речевых ошибок, искажений слов при выполнении заданий 1 и 2, 3 и 4. | всегда присутствуют грамматические, орфоэпические, речевые ошибки, искажение слов вследствие тяжелой выраженной патологии речи | |
- Таблица 7 (речевое высказывание: богатство и точность словаря, использование разнообразных синтаксических конструкций). | оценивание доступно ограничено или недоступно вследствие наличия у обучающихся тяжелой выраженной патологии речи | ||
Обучающиеся с РАС (АООП для | Параметры, которые не могут быть оценены корректно у обучающихся данных категорий: | Педагог- | |
РАС) | - Задание 1. Чтение текста вслух (Таблица 1). | механическое прочтение текста, часто без понимания прочитанного, специфическая интонационная окрашенность речи; выполнение задания может быть недоступно из-за выраженности нарушений коммуникативной функции речи | с которым участник ГИА знаком, находится в контакте |
нарушениями коммуникативной функции речи (например, с элективным мутизмом; не вступающие в контакт) | - Задание 2. Пересказ текста с включением приведенного высказывания (Таблица 2). | пересказ текста доступен ограниченно или недоступен вследствие отсутствия понимания прочитанного или невозможности выстроить причинно- | |
- Задание 3 (монологическое высказывание) (Таблица 4) и Таблица 5 (диалог). | выполнение доступно ограниченно или недоступно вследствие затрудненного понимания обращенной речи и имеющихся выраженных коммуникативных нарушений; | ||
- Таблица 3, 6: наличие грамматических, орфоэпических, речевых ошибок, искажений слов при выполнении заданий 1 и 2, 3 и 4. | оценивание некорректно из-за характерного для обучающихся специфического речевого развития (например, наличие стереотипий в речи, эхолалии и т.п.); в случае, если коммуникативная функция речи выраженно нарушена, оценивание этих параметров невозможно; | ||
- Таблица 7 (речевое высказывание: богатство и точность словаря, использование разнообразных синтаксических конструкций). | оценивание некорректно из-за наличия у обучающихся специфического речевого развития (стереотипности и ограниченности словаря, речевых высказываний); в случае, если коммуникативная функция речи выраженно нарушена, оценивание этих параметров невозможно | ||
Обучающиеся слепые | Допустимо выполнение только второй части КИМ с выполнением заданий 3 и 4 |