Действующий

О направлении методических рекомендаций

Категории участников итогового собеседования с ОВЗ, инвалидностью, особенности психофизического развития которых не позволяют выполнить им все задания итогового собеседования

Категория

Задания

Обоснование

Приме-
чание

Глухие, обучающиеся по АООП для глухих

Параметры, которые не могут быть оценены корректно у обучающихся данных категорий из-за специфических особенностей речевого развития:

Слабослышащие (инвалиды по слуху), обучающиеся по

- Задание 1. Чтение текста вслух (Таблица 1).

прочтение текста ограничено или недоступно, т.к. обучающиеся могут не владеть устной речью

АООП для слабослышащих (II отделение)

- Задание 2. Пересказ текста с включением приведенного высказывания (Таблица 2).

пересказ текста без зрительной опоры (плана) затруднен или пересказ невозможен, т.к. обучающиеся могут не владеть устной речью

- Задание 3 (монологическое высказывание) (Таблица 4) и Таблица 5 (диалог).

доступно ограниченно или недоступно, т.к. обучающиеся могут не владеть устной речью

- Таблица 3, 6: наличие грамматических, орфоэпических, речевых ошибок, искажений слов при выполнении заданий 1 и 2, 3 и 4.

всегда присутствуют грамматические, орфоэпические, речевые ошибки, искажение слов из-за специфического речевого развития

- Таблицы 7 (речевое высказывание: богатство и точность словаря, использование разнообразных синтаксических конструкций).

доступно ограничено или недоступно из-за специфического речевого развития

Обучающиеся с ТНР (АООП для ТНР) с выраженными

Параметры, которые не могут быть оценены корректно у обучающихся данных категорий из-за тяжелой речевой патологии (полного отсутствия устной речи или выраженного искажения произношения при оформлении устного речевого высказывания):

формами речевой патологии: заикание, афазия, ринолалия

- Задание 1. Чтение текста вслух (Таблица 1).

прочтение текста ограничено или недоступно вследствие тяжелой выраженной патологии речи

Обучающиеся с НОДА (АООП для НОДА) с выраженными

- Задание 2. Пересказ текста с включением приведенного высказывания (Таблица 2).

пересказ текста доступен в сокращенном виде или недоступен

формами речевой патологии: тяжелой формой дизартрии, анартрией,

- Задание 3 (монологическое высказывание) (Таблица 4) и Таблица 5 (диалог).

выполнение доступно ограниченно или недоступно вследствие тяжелой выраженной патологии речи

афазией

- Таблица 3, 6: наличие грамматических, орфоэпических, речевых ошибок, искажений слов при выполнении заданий 1 и 2, 3 и 4.

всегда присутствуют грамматические, орфоэпические, речевые ошибки, искажение слов вследствие тяжелой выраженной патологии речи

- Таблица 7 (речевое высказывание: богатство и точность словаря, использование разнообразных синтаксических конструкций).

оценивание доступно ограничено или недоступно вследствие наличия у обучающихся тяжелой выраженной патологии речи

Обучающиеся с РАС (АООП для

Параметры, которые не могут быть оценены корректно у обучающихся данных категорий:

Педагог-
психолог,

РАС)

Обучающиеся с инвалидностью, страдающие тяжелыми психиатрическими заболеваниями с выраженными

- Задание 1. Чтение текста вслух (Таблица 1).

механическое прочтение текста, часто без понимания прочитанного, специфическая интонационная окрашенность речи; выполнение задания может быть недоступно из-за выраженности нарушений коммуникативной функции речи

с которым участник ГИА знаком, находится в контакте

нарушениями коммуникативной функции речи (например, с элективным мутизмом; не вступающие в контакт)

- Задание 2. Пересказ текста с включением приведенного высказывания (Таблица 2).

пересказ текста доступен ограниченно или недоступен вследствие отсутствия понимания прочитанного или невозможности выстроить причинно-
следственные связи между частями текста и восстановить последовательность событий); выполнение задания может быть недоступно из-за выраженности нарушений коммуникативной функции речи

- Задание 3 (монологическое высказывание) (Таблица 4) и Таблица 5 (диалог).

выполнение доступно ограниченно или недоступно вследствие затрудненного понимания обращенной речи и имеющихся выраженных коммуникативных нарушений;

- Таблица 3, 6: наличие грамматических, орфоэпических, речевых ошибок, искажений слов при выполнении заданий 1 и 2, 3 и 4.

оценивание некорректно из-за характерного для обучающихся специфического речевого развития (например, наличие стереотипий в речи, эхолалии и т.п.); в случае, если коммуникативная функция речи выраженно нарушена, оценивание этих параметров невозможно;

- Таблица 7 (речевое высказывание: богатство и точность словаря, использование разнообразных синтаксических конструкций).

оценивание некорректно из-за наличия у обучающихся специфического речевого развития (стереотипности и ограниченности словаря, речевых высказываний); в случае, если коммуникативная функция речи выраженно нарушена, оценивание этих параметров невозможно

Обучающиеся слепые

Допустимо выполнение только второй части КИМ с выполнением заданий 3 и 4