Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.6.030-2017 Рекомендации по установлению и гарантийных сроков и сроков службы конструктивных элементов мостовых сооружений

     5 Общие положения

5.1 ОДМ направлены на реализацию положений Распоряжения Министерства Транспорта Российской Федерации от 07.05.2003 N ИС-414-р "О введении в действие гарантийных паспортов на законченные строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом автомобильные дороги и искусственные сооружения на них". В рекомендациях приведены гарантийные сроки пролетных строений, мостового полотна, опор, оснований дорожной одежды, слоёв покрытий, дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных ограждений, сигнальных столбиков, включая прогнозные значения индикаторов состояния дорожных покрытий автомобильных дорог и ТСОДД по годам действия гарантийных обязательств.

5.2 Проектная организация при разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт или ремонт мостовых сооружений включает в состав проектной документации гарантийные сроки КЭМС в соответствии с принятыми проектными решениями и условиями эксплуатации.

Проектная документация утверждается главным инженером проекта, которая должна соответствовать ГОСТам, техническим регламентам и подтверждать требования к основным технико-эксплуатационным показателям мостовых сооружений в течение проектного срока службы [1, 2].

5.3 На стадии размещения заказов на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или ремонту в гарантийном паспорте указываются гарантийные сроки КЭМС.

Подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон нормативных правовых актов [1, 3] и технических документов [2], за не достижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, а также за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.

Государственным контрактом предусматриваются гарантийные обязательства подрядчика устранять недопустимое состояние КЭМС за счет собственных средств в течение всего гарантийного периода.

В течение всего гарантийного срока недопустимые локальные повреждения КЭМС устраняются подрядчиком при их возникновении в сроки предусмотренные ГОСТ Р 50597.

5.4 В государственных контрактах на сверхнормативное содержание МС предусматривают гарантийные обязательства подрядчика на выполняемые планово-профилактические работы (ППР).

Окончание срока действия контракта на содержание МС не означает прекращения действия гарантийных обязательств подрядчика.

5.5 При завершении работ в соответствии с ГОСТ 32755-2014 Подрядчик предоставляет рабочей комиссии гарантийный паспорт по установленной форме. Гарантийный паспорт является документом, в котором подрядчик принимает на себя обязательства устранять дефекты, возникшие по его вине в течение гарантийных периодов, указанных в гарантийном паспорте.

Типовая форма гарантийного паспорта на законченное (строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом, ППР, КЭМС, ТСОДД и др.) мостовое сооружение приведена в приложении Г.

5.6 Заказчик в период действия гарантийных сроков выполняет работы по инструментальной оценке фактического технического состояния с выявлением недопустимых локальных дефектов КЭМС.

Периодичность инструментальных проверок выполняется при осуществлении дорожной деятельности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов [1, 3] и технических документов [2].

5.7 В случае выявления дефектов отдельных конструктивных элементов МС в пределах гарантийного периода, возникших по вине подрядчика, гарантийный период на этот конструктивный элемент или часть сооружения устанавливается вновь в соответствии с государственным контрактом с момента (даты) завершения работ по устранению дефекта и оформляется соответствующим актом. Продолжительность проведения работ по устранению выявленных дефектов не засчитывается в гарантийный срок. Согласно Гражданскому кодексу РФ течение гарантийного срока прерывается на все время, на протяжении которого объект не мог эксплуатироваться вследствие недостатков, за которые отвечает подрядчик.

5.8 При возникновении разногласий между заказчиком и подрядчиком в результатах оценки состояния КЭМС, а также причин возникновения недопустимого состояния и недопустимых дефектов, проводят независимую экспертизу.

5.9 Если в результате экспертизы установлено, что недопустимое состояние КЭМС возникло не по вине подрядчика, то подрядчик освобождается от гарантийных обязательств.

5.10 Истечение гарантийного срока эксплуатации, либо завершение эксплуатации объекта в пределах гарантийной наработки означает прекращение гарантий подрядчика.

5.11 Заказчик имеет право применить гарантийные обязательства к индикаторам состояния КЭМС, приведенным в таблице 5.1.

Таблица 5.1 - Перечень индикаторов состояния для применения гарантийных обязательств

Конструктивный элемент

Транспортно-эксплуатационная и техническая характеристика

Индикаторы состояния

Покрытие асфальтобетонное и цементобетонное на проезжей части мостового сооружения

Продольная ровность

Международный показатель ровности

Поперечная ровность

Глубина колеи

Сцепные качества

Коэффициент сцепления

Продольный профиль

Угол перелома продольного профиля

Величина уклонов проезжей части

Продольный уклон

Поперечный уклон

Геометрическая сумма уклонов продольного и поперечного

Знаки дорожные, установленные перед мостовыми сооружениями

Видимость в темное время суток

Коэффициент световозвращения (для знаков со световозвращающей поверхностью)

Средняя яркость элементов изображения (для знаков с внутренним освещением)

Освещенность поверхности изображения (для знаков с внешним освещением)

Видимость в светлое время суток

Коэффициент яркости

Различимость цветного изображения

Координаты цветности

Разметка дорожная на мостовом сооружении

Видимость в темное время суток

Коэффициент световозвращения

Видимость в светлое время суток

Коэффициент светоотражения при дневном рассеянном или искусственном освещении

Ограждения проезжей части

Уровень удерживающей способности

Энергоемкость

Высота ограждения проезжей части

Минимальное значение высоты ограждения проезжей части

Габарит проезжей части

Минимальное значение расстояния между ограждениями проезжей части в свету

Перильные ограждения

Высота перильного ограждения

Минимальное значение высоты перильного ограждения

Габарит прохожей части

Минимальное значение прохода в свету

Гидроизоляция проезжей части

Герметичность

Отсутствие протечек

Деформационные швы

Обеспечение свободного перемещения концов пролетного строения в расчетном диапазоне температур

Взаимное расположение деталей деформационного шва

Герметичность

Отсутствие протечек

Пролетные строения

Грузоподъемность

Класс нагрузки АК

Класс нагрузки НК

Жесткость конструкции

Прогиб под нагрузкой

Динамические характеристики

Амплитуды колебаний

Период колебаний

Геометрическая форма конструкции, общие силовые деформации

Остаточный строительный подъем (выгиб)

Габариты приближения конструкций

Минимальное расстояние от конструкции до контура габарита

Подмостовой габарит

Минимальное расстояние от поверхности проезда до конструкции

Опорные части

Обеспечение свободного перемещения пролетного строения в расчетном диапазоне температур

Взаимное расположение деталей опорной части

Несущая способность

Обеспечение расчетной реакции от проектных нагрузок АК и НК

Опоры

Общие силовые деформации

Угол крена

Величина просадки

Железобетонные элементы

Прочность бетона

Класс бетона по прочности

Пассивирующие свойства бетона

Ширина раскрытия трещины

Толщина защитного слоя

Глубина карбонизации бетона

Лакокрасочное покрытие металлических элементов

Внешний вид покрытия

Класс покрытия

Защитные свойства покрытия

Оценка защитных свойств в баллах

Адгезия покрытия к защищаемой поверхности

Оценка адгезии в баллах

Межслойная адгезия

Оценка адгезии в баллах

Толщина покрытия на участке

Средняя величина отклонения от проектной толщины

5.12 Для КЭМС и ТСОДД заказчик применяет гарантийные обязательства по видам недопустимых локальных дефектов, в том числе:

- по земляному полотну, системе водоотвода и основанию дорожной одежды на участках сопряжений мостового сооружения с насыпями подходов: пучины, осадки, просадки, размывы, оползание откосов, повреждения обочин и разделительных полос, возвышение или занижение уровня обочин и разделительной полосы над уровнем проезжей части, размывы кюветов и разрушение лотков, нарушение положения люков колодцев и дождеприемных решеток;

- по асфальтобетонному покрытию на мостовом сооружении и на участках сопряжений с насыпями подходов: выбоины, гребенки, волны, сдвиги, просадки, проломы, выпотевание битума, трещины всех видов, застой воды на проезжей части;

- по цементобетонному покрытию на мостовом сооружении и на участках сопряжений с насыпями подходов: выбоины, шелушение, выкрашивание, сколы кромок и углов плит, разрушения деформационных швов, образование уступов более 3 мм, потеря продольной устойчивости, трещины всех видов, застой воды на проезжей части;

- по поверхностным обработкам, тонким защитным слоям и слоям износа из литых эмульсионно-минеральных смесей на мостовом сооружении и на участках сопряжений с насыпями подходов: нарушение сплошности слоя;

- по дорожным знакам, установленным перед мостовыми сооружениями: изменение положения знака, нарушение целостности лицевой поверхности;