Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.6.030-2017 Рекомендации по установлению и гарантийных сроков и сроков службы конструктивных элементов мостовых сооружений

     6 Сроки службы конструктивных элементов мостовых сооружений

6.1 Полный ресурс МС отсчитывают от начала эксплуатации до его перехода в предельное состояние, соответствующее окончательному прекращению эксплуатации.

Проектный срок службы металлических и сталежелезобетонных МС современных конструктивных форм, составляет 100-110 лет.

Минимальные сроки службы КЭМС даны в изм. N 1 к СП 35.13330.2011. При невыполнении своевременных профилактических работ и ремонтов в период эксплуатации срок службы КЭМС значительно сокращается.

На стадии строительства или ремонта проектный срок службы может быть откорректирован с учетом реальных условий.

6.2 Для современных монолитных и сталежелезобетонных с монолитной плитой ПС планируемый срок службы в климатических зонах II-III (по данным мировой практики) составляет Тсл=100 лет, срок до первого капитального ремонта, Тр=50 лет, для I климатической зоны планируемые сроки службы составляют Тсл=80 лет, Тр=40 лет, для IV климатической зоны планируемые сроки службы составляют Тсл=110 лет, Тр=55 лет.

6.3 Поскольку ремонт и капитальный ремонт позволяют частично или полностью восстанавливать ресурс, то отсчет наработки при исчислении ресурса возобновляют по окончании такого ремонта, различая в связи с этим доремонтный, межремонтный, послеремонтный и полный (до прекращения эксплуатации КЭМС) ресурс.

6.4 Доремонтный ресурс отсчитывают от начала эксплуатации до первого ремонта (или капитального ремонта).

6.5 Число возможных видов межремонтного ресурса зависит от чередования ремонтов и капитальных ремонтов. Как правило, за период эксплуатации на мостовом сооружении капитальный ремонт выполняют один раз приблизительно в середине срока службы. Ремонты и ППР могут выполняться неоднократно.

6.6 Послеремонтный ресурс отсчитывают от последнего ремонта (капитального ремонта) до окончательного прекращения эксплуатации.

Согласно методике [12] сроки ремонта и сроки службы МС, расположенных в различных дорожно-климатических зонах по СП 34.13330.2012, составляют значения, приведенные в таблицах 6.1 и 6.2.

Таблица 6.1 - Сроки ремонта и сроки службы железобетонных пролетных строений при условии выполнения работ по уходу и профилактике (при расположении сооружения в дорожно-климатических зонах I-III)

Тип пролетного строения

Конструкция

Расположение гидроизоляции

Минимальный возраст конструкции, годы

Минимальный срок до первого капитального ремонта,

Минимальный срок службы,

Железобетонные ребристые с обычной арматурой

1. Сборные, диафрагменные (дороги III-IV категории)

по всей ширине

40

62

в пределах габарита

30

50

2. То же (дороги I-II категорий)

по всей ширине

34

52

в пределах габарита

25

40

3. Сборные бездиафрагменные:

по всей ширине

а) дороги III-IV категории

43

67

б) I-II категории

40

62

4. Монолитные диафрагменные (дороги I-IV кат.)

в пределах габарита

38

62

Железобетонные ребристые с предварительно-напряженной арматурой

1. Сборные диафрагменные (дороги III-IV категории)

по всей ширине

48

75

в пределах габарита

43

70

2. То же, (дороги I-II категории)

по всей ширине

45

70

в пределах габарита

40

70

3. Сборные бездиафрагменные (I-IV категории)

по всей ширине

52

82

Железобетонное плитное пролетное строение с обычной арматурой

1. Сборные пустотные:

по всей ширине

а) дороги III-IV категории

26

45

б) I-II категории

22

36

2. Сборные сплошного сечения, монолитные плитные пролетные строения

по всей ширине

32

52

Железобетонные плитные с напряженной арматурой

1. Сборные пустотные:

по всей ширине

а) дороги III-IV категории

32

52

б) дороги I-II категории

24

40



Таблица 6.2 - Сроки ремонта и сроки службы железобетонных пролетных строений при условии выполнения работ по уходу и профилактике (при расположении сооружения в дорожно-климатической зоне IV)

Тип пролетного строения

Конструкция

Расположение гидроизоляции

Минимальный возраст конструкции, годы

Срок до первого ремонта,

Срок службы,

Железобетонные Ребристые с обычной арматурой

Сборные диафрагменные (дороги III-IV категории)

По всей ширине

45

60

В пределах габарита

40

60

То же (дороги I-II категории)

по всей ширине

40

60

в пределах габарита

32

50

Сборные, бездиафрагменные (I-IV категории)

по всей ширине

50

75

Монолитные диафрагменные (дороги I-IV категории)

в пределах габарита

43

65

Железобетонные ребристые с предварительно-напряженной арматурой

Сборные диафрагменные (дороги I-IV категории)

в пределах габарита

52

82

Сборные бездиафрагменные (дороги I-IV категории)

по всей ширине

65

100

Железобетонные плитные

Пустотные плиты, сборные:

по всей ширине


а) дороги III-IV категории

35

55

б) дороги I-II категории

30

45

Сборные плиты сплошного сечения, монолитные плитные пролетные строения.

по всей ширине

39

61


Примечание: Указанные в таблицах 8.1* и 8.2* сроки службы пролетных строений получены с учетом статистической информации о фактическом ресурсе пролетных строений МС, полученной в результате обследований МС.

___________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.        

6.7 Минимальные сроки службы и сроки до первого ремонта для пролетных строений, изготовленных из различных материалов, а также для некоторых других КЭМС указаны в изм. N 1 к СП 35.13330.2011 (Таблица 6.3).

Таблица 6.3 - Минимальные сроки службы и сроки до первого ремонта конструктивных элементов мостовых сооружений на автомобильных дорогах

Конструкция

Срок службы, годы

Срок до первого ремонта, годы

Пролетное строение

Железобетонные:

- ребристые сборные с обычной арматурой и плитные сборные сплошного сечения

50

30

- остальные длиной до 60 м

70

40

- остальные длиной 60 м и более

100

50

Стальные и сталежелезобетонные:

- длиной до 60 м

70

40

- длиной 60 м и более

100

50

Композитные

50

50

Деревянные:

- в зоне переменной влажности

5

3

- без защиты от биологического разрушения

15

5

- с защитой от биологического разрушения

35

10

- из клееной древесины

50

15

Опоры

Массивные

В 1.5 раза больше, чем ПС

Стоечные

Как для ПС

Фундаменты

В 1.5 раза больше, чем ПС

Опорные части

Эластомерные

40

20

Стальные

Как для ПС

Мостовое полотно

Покрытие

10

10

Сопряжение с насыпью

20

10

Система водоотвода

20

10

Ограждения

20

10

Гидроизоляция

10

10

Тротуары

40

20

Перила (композитные)

40 (50)

20 (50)

Настил

5

3

Другие элементы

10

5

Деформационные швы

25

10

6.8 Наиболее часто в мостовых сооружениях повреждаются и выходят из строя деформационные швы, поскольку испытывают наиболее интенсивное воздействие от транспорта, от изменения температуры и частое загрязнение. Данные по рекомендуемым минимальным срокам эксплуатации деформационных швов различных конструкций до их замены приведены в ОДМ 218.2.025-2012 [13].

Рекомендуемый минимальный срок эксплуатации деформационного шва до замены зависит от конструкции деформационного шва и износа материалов, примененных в элементах шва, подверженных воздействию нагрузок и разрушающих факторов. Для деформационных швов закрытого типа (с непрерывным покрытием) минимальный срок эксплуатации составляет 10 лет, для конструкций швов заполненного типа - 10-20 лет, в зависимости от конструкции (для деформационных швов заполненного типа с мастичным заполнением минимальный срок эксплуатации составляет 15 лет, для модульных деформационных швов с несколькими резиновыми компенсаторами 15-20 лет), для швов перекрытого типа - 15-20 лет.