6.1 Полный ресурс МС отсчитывают от начала эксплуатации до его перехода в предельное состояние, соответствующее окончательному прекращению эксплуатации.
Проектный срок службы металлических и сталежелезобетонных МС современных конструктивных форм, составляет 100-110 лет.
Минимальные сроки службы КЭМС даны в изм. N 1 к СП 35.13330.2011. При невыполнении своевременных профилактических работ и ремонтов в период эксплуатации срок службы КЭМС значительно сокращается.
На стадии строительства или ремонта проектный срок службы может быть откорректирован с учетом реальных условий.
6.2 Для современных монолитных и сталежелезобетонных с монолитной плитой ПС планируемый срок службы в климатических зонах II-III (по данным мировой практики) составляет Тсл=100 лет, срок до первого капитального ремонта, Тр=50 лет, для I климатической зоны планируемые сроки службы составляют Тсл=80 лет, Тр=40 лет, для IV климатической зоны планируемые сроки службы составляют Тсл=110 лет, Тр=55 лет.
6.3 Поскольку ремонт и капитальный ремонт позволяют частично или полностью восстанавливать ресурс, то отсчет наработки при исчислении ресурса возобновляют по окончании такого ремонта, различая в связи с этим доремонтный, межремонтный, послеремонтный и полный (до прекращения эксплуатации КЭМС) ресурс.
6.4 Доремонтный ресурс отсчитывают от начала эксплуатации до первого ремонта (или капитального ремонта).
6.5 Число возможных видов межремонтного ресурса зависит от чередования ремонтов и капитальных ремонтов. Как правило, за период эксплуатации на мостовом сооружении капитальный ремонт выполняют один раз приблизительно в середине срока службы. Ремонты и ППР могут выполняться неоднократно.
6.6 Послеремонтный ресурс отсчитывают от последнего ремонта (капитального ремонта) до окончательного прекращения эксплуатации.
Согласно методике [12] сроки ремонта и сроки службы МС, расположенных в различных дорожно-климатических зонах по СП 34.13330.2012, составляют значения, приведенные в таблицах 6.1 и 6.2.
Таблица 6.1 - Сроки ремонта и сроки службы железобетонных пролетных строений при условии выполнения работ по уходу и профилактике (при расположении сооружения в дорожно-климатических зонах I-III)
Тип пролетного строения | Конструкция | Расположение гидроизоляции | Минимальный возраст конструкции, годы | |
Минимальный срок до первого капитального ремонта, | Минимальный срок службы, | |||
Железобетонные ребристые с обычной арматурой | 1. Сборные, диафрагменные (дороги III-IV категории) | по всей ширине | 40 | 62 |
в пределах габарита | 30 | 50 | ||
2. То же (дороги I-II категорий) | по всей ширине | 34 | 52 | |
в пределах габарита | 25 | 40 | ||
3. Сборные бездиафрагменные: | по всей ширине | |||
а) дороги III-IV категории | 43 | 67 | ||
б) I-II категории | 40 | 62 | ||
4. Монолитные диафрагменные (дороги I-IV кат.) | в пределах габарита | 38 | 62 | |
Железобетонные ребристые с предварительно-напряженной арматурой | 1. Сборные диафрагменные (дороги III-IV категории) | по всей ширине | 48 | 75 |
в пределах габарита | 43 | 70 | ||
2. То же, (дороги I-II категории) | по всей ширине | 45 | 70 | |
в пределах габарита | 40 | 70 | ||
3. Сборные бездиафрагменные (I-IV категории) | по всей ширине | 52 | 82 | |
Железобетонное плитное пролетное строение с обычной арматурой | 1. Сборные пустотные: | по всей ширине | ||
а) дороги III-IV категории | 26 | 45 | ||
б) I-II категории | 22 | 36 | ||
2. Сборные сплошного сечения, монолитные плитные пролетные строения | по всей ширине | 32 | 52 | |
Железобетонные плитные с напряженной арматурой | 1. Сборные пустотные: | по всей ширине | ||
а) дороги III-IV категории | 32 | 52 | ||
б) дороги I-II категории | 24 | 40 |
Таблица 6.2 - Сроки ремонта и сроки службы железобетонных пролетных строений при условии выполнения работ по уходу и профилактике (при расположении сооружения в дорожно-климатической зоне IV)
Тип пролетного строения | Конструкция | Расположение гидроизоляции | Минимальный возраст конструкции, годы | |
Срок до первого ремонта, | Срок службы, | |||
Железобетонные Ребристые с обычной арматурой | Сборные диафрагменные (дороги III-IV категории) | По всей ширине | 45 | 60 |
В пределах габарита | 40 | 60 | ||
То же (дороги I-II категории) | по всей ширине | 40 | 60 | |
в пределах габарита | 32 | 50 | ||
Сборные, бездиафрагменные (I-IV категории) | по всей ширине | 50 | 75 | |
Монолитные диафрагменные (дороги I-IV категории) | в пределах габарита | 43 | 65 | |
Железобетонные ребристые с предварительно-напряженной арматурой | Сборные диафрагменные (дороги I-IV категории) | в пределах габарита | 52 | 82 |
Сборные бездиафрагменные (дороги I-IV категории) | по всей ширине | 65 | 100 | |
Железобетонные плитные | Пустотные плиты, сборные: | по всей ширине | ||
а) дороги III-IV категории | 35 | 55 | ||
б) дороги I-II категории | 30 | 45 | ||
Сборные плиты сплошного сечения, монолитные плитные пролетные строения. | по всей ширине | 39 | 61 |
Примечание: Указанные в таблицах 8.1* и 8.2* сроки службы пролетных строений получены с учетом статистической информации о фактическом ресурсе пролетных строений МС, полученной в результате обследований МС.
___________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
6.7 Минимальные сроки службы и сроки до первого ремонта для пролетных строений, изготовленных из различных материалов, а также для некоторых других КЭМС указаны в изм. N 1 к СП 35.13330.2011 (Таблица 6.3).
Таблица 6.3 - Минимальные сроки службы и сроки до первого ремонта конструктивных элементов мостовых сооружений на автомобильных дорогах
Конструкция | Срок службы, годы | Срок до первого ремонта, годы | |
Пролетное строение | Железобетонные: | ||
- ребристые сборные с обычной арматурой и плитные сборные сплошного сечения | 50 | 30 | |
- остальные длиной до 60 м | 70 | 40 | |
- остальные длиной 60 м и более | 100 | 50 | |
Стальные и сталежелезобетонные: | |||
- длиной до 60 м | 70 | 40 | |
- длиной 60 м и более | 100 | 50 | |
Композитные | 50 | 50 | |
Деревянные: | |||
- в зоне переменной влажности | 5 | 3 | |
- без защиты от биологического разрушения | 15 | 5 | |
- с защитой от биологического разрушения | 35 | 10 | |
- из клееной древесины | 50 | 15 | |
Опоры | Массивные | В 1.5 раза больше, чем ПС | |
Стоечные | Как для ПС | ||
Фундаменты | В 1.5 раза больше, чем ПС | ||
Опорные части | Эластомерные | 40 | 20 |
Стальные | Как для ПС | ||
Мостовое полотно | Покрытие | 10 | 10 |
Сопряжение с насыпью | 20 | 10 | |
Система водоотвода | 20 | 10 | |
Ограждения | 20 | 10 | |
Гидроизоляция | 10 | 10 | |
Тротуары | 40 | 20 | |
Перила (композитные) | 40 (50) | 20 (50) | |
Настил | 5 | 3 | |
Другие элементы | 10 | 5 | |
Деформационные швы | 25 | 10 |
6.8 Наиболее часто в мостовых сооружениях повреждаются и выходят из строя деформационные швы, поскольку испытывают наиболее интенсивное воздействие от транспорта, от изменения температуры и частое загрязнение. Данные по рекомендуемым минимальным срокам эксплуатации деформационных швов различных конструкций до их замены приведены в ОДМ 218.2.025-2012 [13].
Рекомендуемый минимальный срок эксплуатации деформационного шва до замены зависит от конструкции деформационного шва и износа материалов, примененных в элементах шва, подверженных воздействию нагрузок и разрушающих факторов. Для деформационных швов закрытого типа (с непрерывным покрытием) минимальный срок эксплуатации составляет 10 лет, для конструкций швов заполненного типа - 10-20 лет, в зависимости от конструкции (для деформационных швов заполненного типа с мастичным заполнением минимальный срок эксплуатации составляет 15 лет, для модульных деформационных швов с несколькими резиновыми компенсаторами 15-20 лет), для швов перекрытого типа - 15-20 лет.