Недействующий

Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Кировской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов



Рис. 2. Динамика объема расходов на обслуживание государственного долга Кировской области

На 01.01.2017

На 01.01.2018

На 01.01.2019

На 01.01.2020 (прогноз по состоянию на 10.10.2019)

Объем расходов на обслуживание государственного долга Кировской области, млн. рублей

1 095,6

980,2

666,4

743,7

Доля расходов на обслуживание государственного долга Кировской области в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, %

2,56

2,28

1,40

1,35


В декабре 2018 года Кировская область осуществила эмиссию государственных ценных бумаг. Это не первый опыт размещения Кировской областью государственных ценных бумаг. Первый выпуск был осуществлен в 2005 году в объеме 400,0 млн. рублей, второй - в 2006 году в объеме 600 млн. рублей. Затем последовал длительный перерыв, в течение которого Кировская область осуществляла заимствования путем привлечения банковских и бюджетных кредитов.


При планировании выпуска государственных облигаций Кировской области 2018 года предполагалось, что средства облигационного займа будут направлены на частичное замещение кредитов кредитных организаций с более высокими процентными ставками. Учитывая процентные ставки по действующим кредитам банков в составе государственного долга Кировской области (7,7% и 7,75% годовых) и текущую на тот момент рыночную цену субфедеральных облигаций (9,0% - 8,5% годовых), принято решение о размещении в 2018 году минимального объема ценных бумаг, обеспечивающего возможность его дальнейшего доразмещения в течение срока обращения облигаций - до 2025 года.


На начало 2019 года доля обязательств по государственным гарантиям Кировской области (далее - государственные гарантии) в структуре государственного долга составляла менее 0,3% - это остаток задолженности по трем долгосрочным государственным гарантиям, выданным предприятиям реального сектора экономики Кировской области в рамках антикризисных мероприятий в 2008 и 2009 годах. В конце декабря 2018 года все 3 государственные гарантии были возвращены бенефициаром гаранту досрочно в добровольном порядке. В связи с чем в феврале 2019 года остаток задолженности по государственным гарантиям в общей сумме 65,5 млн. рублей в установленном порядке списан с государственного долга Кировской области. Предоставление новых государственных гарантий в 2019 году и плановом периоде не запланировано. Как известно, долговые обязательства в виде гарантий являются наиболее рискованными, так как их исполнение напрямую не зависит от гаранта. Отсутствие данных обязательств в структуре государственного долга положительно оценивается с точки зрения финансовой и долговой устойчивости Кировской области.


В августе 2019 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings присвоило Кировской области долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной и национальной валюте "BB-", а российское рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило рейтинг кредитоспособности Кировской области по российской национальной шкале на уровне "ruBBB+". Оба рейтинга со стабильным прогнозом. Рейтинговыми агентствами констатируется умеренный уровень кредитоспособности (финансовой устойчивости) Кировской области по сравнению с другими объектами рейтинга Российской Федерации, а также умеренная долговая нагрузка региона в сравнении с сопоставимыми международными эмитентами.


Оценка долговой устойчивости Кировской области по итогам 2018 года и исходя из плановых бюджетных показателей 2019 года (по состоянию на 10.10.2019), проведенная с использованием показателей, установленных статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представлена в таблице 4.