Действующий

Об утверждении Программы развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2020 - 2024 годы и перспективу до 2034 года (с изменениями на 3 августа 2023 года)



3.2. Системные ограничения развития


Успешный опыт реализации отдельных проектов в период 1999 - 2008 годов привел к формированию ряда стереотипов ("ментальных ловушек"), которые в последние годы, напротив, все больше ограничивают развитие нефтегазохимического комплекса в республике.


В республике, как и в России в целом, отсутствует культура реализации проектов в консорциуме. Примеров успешного создания совместных предприятий в стране крайне мало. При этом привлечение сторонних организаций для реализации проектов в этих случаях либо было обусловлено необходимостью в технологическом партнере (проекты по освоению шельфа), либо служило условием привлечения дополнительных средств и предполагало последующий выход портфельного инвестора из проекта (проекты с привлечением средств "РОСНАНО", венчурных фондов).


Однако развитие отдельных предприятий и всей отрасли в целом не может и дальше опираться на имеющиеся ресурсы (финансовые, технологические, кадровые), необходимо привлечение стратегических партнеров, в том числе со стороны смежных отраслей, расширение границ взаимодействия с конкурирующими компаниями. В настоящее время развитие науки и техники преимущественно идет на стыке отраслей, областей знаний. Многие проекты по созданию новых технологий и материалов реализуются силами не одной корпорации, а консорциума производственных и научных организаций. Поэтому для успешного развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на управленческом уровне необходимо формировать мышление, ориентированное на кооперацию.


Ограничивает развитие химической промышленности в Республике Татарстан объем и номенклатура доступного сырья для переработки. Основное сырье, представленное в республике, - нефть, рентабельность переработки которой в последнее время снижается. В то же время газовое сырье (этан, сжиженные углеводородные газы, природный газ) преимущественно ввозится из других регионов России, что увеличивает затраты на его переработку, а также нагрузку на транспортную инфраструктуру. Ассортимент реализуемых республиканскими производителями промежуточных химических продуктов (гликоли, амины, остатки пиролиза) ограничен, многие соединения перерабатываются непосредственно на заводе-изготовителе. Таким образом, для развития средне- и малотоннажной химии необходимо расширение сырьевой базы, создание резервов мощностей базовых химических продуктов, которые могут быть направлены на производство средне- и малотоннажной химии.


Как уже было сказано, растет конкуренция на традиционных для Республики Татарстан рынках химической продукции - полиэтилена и полипропилена. Кроме того, с ростом интереса и вложений в технологии экономики замкнутого цикла может снизиться первичная потребность в пластиках в области упаковки и транспортировки. В области сельского хозяйства отмечается переориентация спроса на решения в области органического земледелия.


Рост цен на продукцию нефтехимии приводит к снижению конкурентоспособности пластмасс по сравнению с более традиционными материалами - металлом, стеклом (например, в области строительства).


Политическая нестабильность в мире, введение санкций против Российской Федерации ограничивают для российских компаний доступ к иностранным инвестициям, возможности привлечения технологических партнеров для создания совместных предприятий. Стоимость капитала в стране остается на высоком уровне по сравнению с основными странами - конкурентами на мировых рынках продукции нефтегазохимического комплекса.


Для многих предприятий, особенно производящих конечные виды продукции, дополнительным негативным фактором является сложившаяся платежная политика крупнейших корпораций страны. В некоторых государственных компаниях заказ на работы или продукты подразумевает оплату аванса в размере 20 процентов под банковские гарантии и окончательный расчет в течение девяти месяцев после завершения работ или поставки продукции. При этом реализация собственной продукции крупнейшими компаниями зачастую подразумевает 100 процентов предоплаты. В результате у малых и средних предприятий образуется дополнительная потребность в банковском кредитовании операционной деятельности.


В части инфраструктурных ограничений развития сектора можно отметить отсутствие в республике системы пилотирования инновационных проектов, слабый уровень развития системы трансфера технологий от научных центров и инновационных компаний к промышленным предприятиям и крупным потребителям готовой продукции.


Одним из факторов, препятствующих инновационному развитию нефтегазохимического комплекса в республике, является сложившийся подход к оценке стоимости и потенциала компании с точки зрения имеющихся у нее основных фондов. Рынок интеллектуальной собственности в России в целом находится на этапе становления, и нематериальные активы редко воспринимаются как значимый ресурс. Однако компании, занимающие лидирующие позиции в мире по эффективности деятельности в области нефтегазохимического комплекса, существенную часть выручки генерируют за счет предоставления услуг и технологий.


В таблице 10 представлены сильные и слабые стороны нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан по сравнению с другими регионами Российской Федерации, а также угрозы и возможности развития.