В целях обеспечения экономической привлекательности внутренней переработки химической продукции по сравнению с ее поставками за рубеж необходимо инициировать изменения в государственном регулировании отрасли на федеральном уровне. Одна из важнейших инициатив - введение ограничений на экспорт химических продуктов, которые могут быть использованы для переработки на территории Российской Федерации. Подобные меры в настоящее время уже применяются в целях развития сырьевой базы легкой промышленности и роста производства кожи и изделий из кожи. В стране с 2014 года вводятся временные запреты на экспорт кожевенного полуфабриката (коды ТН ВЭД 410411 и 410419) <5>. По аналогии может быть ограничен экспорт из страны дефицитных видов продукции в целях приоритетного обеспечения потребностей отечественных потребителей (например, в отношении простых полиэфиров) либо снижения цен на внутреннем рынке для стимулирования развития их переработки в стране и роста экспорта конечных видов продукции (например, в отношении пластмасс и изделий из них).
________________
<5> Первый запрет был введен постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2014 г. N 826 и действовал с 1 октября 2014 года по 1 апреля 2015 года. Далее запреты вводились регулярно на полгода с перерывом между ними от нескольких дней до 1,5 - 2 месяцев. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2019 г. N 194 введен временный запрет с 1 марта по 1 сентября 2019 года.
Одним из механизмов повышения конкурентоспособности российских товаров на зарубежных рынках является изменение ввозных таможенных пошлин на химические продукты и изделия из них в целях обеспечения эффективности внутренней переработки по сравнению с экспортом сырья и пластмасс.
Работа по внесению изменений в федеральные нормативные документы также необходима по следующим направлениям:
1. Проведение "налогового маневра" в химической промышленности, в том числе:
введение обратного акциза на легкие углеводороды (этан, пропан, изопрен и другие), направляемые на производство химической продукции;
создание специфичных мер поддержки для отраслей специальной и малотоннажной химии, резиновых и пластмассовых изделий.
2. Создание механизмов стимулирования переработки малотоннажных фракций пиролиза и нефтепереработки.
3. Отнесение части химической продукции к категории сырьевых товаров, в том числе в системе классификации Российского экспортного центра.
4. Расширение перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в части пластмассовых изделий.
5. Внесение изменений в нормативные акты, определяющие стандарты потребления конечной нефтегазохимической продукции (в строительстве жилья, коммунальных и промышленных объектов, дорог, а также в их капитальном ремонте).
6. Снижение требований к банкам по выдаче инвестиционных кредитов со стороны Центрального банка Российской Федерации и иных регуляторов для упрощения доступа к кредитным средствам.
7. Создание на федеральном уровне системы стандартизации индустриальных парков с определением отраслевой специализации и комплекса мер поддержки в зависимости от категории.