Действующий

Об утверждении Программы развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2020 - 2024 годы и перспективу до 2034 года (с изменениями на 3 августа 2023 года)



Таблица 12



Прогноз среднесписочной численности работающих на предприятиях нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан



     (человек)

Наименование отрасли

2018 г.

(факт)

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Добыча сырой нефти и природного газа (включая предоставление услуг)

31,7

31,7

31,7

31,7

31,7

31,7

Производство нефтепродуктов

8,4

8,9

9,2

9,4

9,4

9,4

Производство химических веществ и химических продуктов

32,4

34,0

34,6

35,2

36,4

36,5

Производство резиновых изделий

6,8

7,1

7,0

6,9

7,0

7,1

Производство пластмассовых изделий

8,0

8,9

9,2

9,4

9,6

9,8

ИТОГО

нефтегазохимический комплекс

88,4

92,0

93,2

94,1

95,6

96,0


Строительство завода по производству толуилендиизоцианата и метилендифенилдиизоцианата мощностью 300 тыс. тонн в год в перспективе создаст порядка 700 новых рабочих мест (в период 2025 - 2029 годов).


Стабильный приток кадров в нефтегазохимический комплекс в период реализации Программы будет обеспечен в случае преодоления ряда негативных тенденций:


диспропорция по уровням и направлениям подготовки кадров;


конкуренция за кадровые ресурсы между традиционными и развивающимися отраслями экономики;


диспропорция между размером и ростом заработных плат различных категорий работников.


Наиболее перспективной формой обучения рабочих и специалистов среднего звена в Республике Татарстан остается дуальная модель подготовки, которая нуждается в дополнительном тиражировании. В лучших мировых вузах количество лекций на старших курсах составляет менее 15 процентов, в приоритете - практическая работа студентов с реальными задачами предприятий. В Швейцарии действует триальная система подготовки рабочим профессиям: 1 - 2 дня в неделю изучается теоретическая часть в государственном учебном заведении, 3 - 4 дня проходит практика на предприятии. Учебные планы составляют ассоциации работодателей и профессиональные союзы. Ежегодно в течение трех недель проходит производственная практика. Система подготовки финансируется государством, профессиональными ассоциациями и отдельными предприятиями.


Другая форма практической подготовки студентов - создание на предприятиях нефтегазохимического комплекса базовых кафедр. В Республике Татарстан механизм успешно отработан со многими крупными предприятиями комплекса и нуждается в расширении взаимодействия с субъектами малого и среднего бизнеса.


Во многих зарубежных странах наблюдается тесная система межвузовской кооперации, что повышает качество проводимых исследований, открывает возможности привлечения дополнительных источников финансирования. В Нидерландах Лейденский университет, Технический университет Делфта и Университет Эразма совместными усилиями создали восемь междисциплинарных и межуниверситетских исследовательских центров. В Швейцарии вузы совместно работают в рамках национальных исследовательских центров. Сетевые проекты между российскими образовательными организациями высшего образования могут способствовать более эффективному использованию существующих возможностей развития науки и образования, в том числе в рамках национальных проектов.


Мировым трендом является ранняя профессионализация. Зарубежные и российские корпорации внедряют новые модели образования в школах. К примеру, компания IBM разработала новую образовательную систему, которая сочетает программу средней школы, профессионального образования и практику на рабочем месте. Выпускники школ получают диплом об окончании средней школы и научную степень в области технологии, инженерии и математики.


В Республике Татарстан важно выстроить систему научного и практического руководства над средней школой, при которой более 90 процентов школ будут иметь партнерские образовательные программы с учреждениями высшего и среднего профессионального образования, промышленными предприятиями.