Прогноз среднесписочной численности работающих на предприятиях нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан
(человек)
Наименование отрасли | 2018 г. (факт) | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. |
Добыча сырой нефти и природного газа (включая предоставление услуг) | 31,7 | 31,7 | 31,7 | 31,7 | 31,7 | 31,7 |
Производство нефтепродуктов | 8,4 | 8,9 | 9,2 | 9,4 | 9,4 | 9,4 |
Производство химических веществ и химических продуктов | 32,4 | 34,0 | 34,6 | 35,2 | 36,4 | 36,5 |
Производство резиновых изделий | 6,8 | 7,1 | 7,0 | 6,9 | 7,0 | 7,1 |
Производство пластмассовых изделий | 8,0 | 8,9 | 9,2 | 9,4 | 9,6 | 9,8 |
ИТОГО нефтегазохимический комплекс | 88,4 | 92,0 | 93,2 | 94,1 | 95,6 | 96,0 |
Строительство завода по производству толуилендиизоцианата и метилендифенилдиизоцианата мощностью 300 тыс. тонн в год в перспективе создаст порядка 700 новых рабочих мест (в период 2025 - 2029 годов).
Стабильный приток кадров в нефтегазохимический комплекс в период реализации Программы будет обеспечен в случае преодоления ряда негативных тенденций:
диспропорция по уровням и направлениям подготовки кадров;
конкуренция за кадровые ресурсы между традиционными и развивающимися отраслями экономики;
диспропорция между размером и ростом заработных плат различных категорий работников.
Наиболее перспективной формой обучения рабочих и специалистов среднего звена в Республике Татарстан остается дуальная модель подготовки, которая нуждается в дополнительном тиражировании. В лучших мировых вузах количество лекций на старших курсах составляет менее 15 процентов, в приоритете - практическая работа студентов с реальными задачами предприятий. В Швейцарии действует триальная система подготовки рабочим профессиям: 1 - 2 дня в неделю изучается теоретическая часть в государственном учебном заведении, 3 - 4 дня проходит практика на предприятии. Учебные планы составляют ассоциации работодателей и профессиональные союзы. Ежегодно в течение трех недель проходит производственная практика. Система подготовки финансируется государством, профессиональными ассоциациями и отдельными предприятиями.
Другая форма практической подготовки студентов - создание на предприятиях нефтегазохимического комплекса базовых кафедр. В Республике Татарстан механизм успешно отработан со многими крупными предприятиями комплекса и нуждается в расширении взаимодействия с субъектами малого и среднего бизнеса.
Во многих зарубежных странах наблюдается тесная система межвузовской кооперации, что повышает качество проводимых исследований, открывает возможности привлечения дополнительных источников финансирования. В Нидерландах Лейденский университет, Технический университет Делфта и Университет Эразма совместными усилиями создали восемь междисциплинарных и межуниверситетских исследовательских центров. В Швейцарии вузы совместно работают в рамках национальных исследовательских центров. Сетевые проекты между российскими образовательными организациями высшего образования могут способствовать более эффективному использованию существующих возможностей развития науки и образования, в том числе в рамках национальных проектов.
Мировым трендом является ранняя профессионализация. Зарубежные и российские корпорации внедряют новые модели образования в школах. К примеру, компания IBM разработала новую образовательную систему, которая сочетает программу средней школы, профессионального образования и практику на рабочем месте. Выпускники школ получают диплом об окончании средней школы и научную степень в области технологии, инженерии и математики.
В Республике Татарстан важно выстроить систему научного и практического руководства над средней школой, при которой более 90 процентов школ будут иметь партнерские образовательные программы с учреждениями высшего и среднего профессионального образования, промышленными предприятиями.