Действующий

Об утверждении Программы развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2020 - 2024 годы и перспективу до 2034 года (с изменениями на 3 августа 2023 года)



2.2. Перспективы развития нефтегазохимического комплекса в России и сопредельных государствах


Целевые ориентиры развития нефтедобычи и нефтепереработки в Российской Федерации определены в Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р.


Развитие крупнотоннажной химии осуществляется в соответствии с Планом развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года (приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 1 марта 2012 года N 79) и Планом мероприятий по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года N 348-р).


Кроме того, федеральными министерствами была утверждена Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года (приказы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 651 и Министерства энергетики Российской Федерации N 172 от 8 апреля 2014 года (редакция от 14 января 2016 года)), а также план мероприятий по ее реализации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 954-р) и "дорожные карты" по развитию отдельных направлений химической промышленности, включая план мероприятий ("дорожную карту") по развитию производства малотоннажной химии в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. N 2834-р).


В национальном проекте "Международная кооперация и экспорт" (паспорт утвержден протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 N 16) установлены целевые показатели по увеличению экспорта отдельных видов химической продукции:


объем экспорта продукции химической промышленности, в том числе продукция нефтепереработки и газопереработки, которая отнесена к сфере ответственности Министерства энергетики Российской Федерации, - 37,0 млрд долларов США в 2024 году;


объем экспорта продукции фармацевтической и косметической промышленности - 4,0 млрд долларов США в 2024 году.


Указанные стратегические документы предполагают увеличение объемов производства крупнотоннажных полимеров в России более чем в два раза к 2025 году.


В странах Средней Азии также растут инвестиции в создание крупнотоннажных химических производств, в первую очередь полиолефинов из газового сырья, что приведет к изменению баланса и росту конкуренции на отечественном и зарубежном рынках пластиков. При этом экономическая эффективность вложений в производство пластиков из нефтяного сырья снижается, о чем свидетельствует отказ от реализации проекта Восточной нефтехимической компании ПАО "Нефтяная компания "Роснефть".


Следует отметить, что в странах Азии ключевыми инвесторами в развитие химической промышленности становятся государственные добывающие компании, то есть это является одним из ключевых направлений реализации промышленной политики в ряде стран (Иран, Китай, Саудовская Аравия, Азербайджанская Республика, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Туркменистан).


Перечень проектов, реализация которых планируется в 2019 - 2024 годах, приведен в таблице 7.