Правительство Магаданской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Магаданской области от 29 октября 2015 г. N 761-пп "Об утверждении Стратегии государственной национальной политики в Магаданской области на период до 2025 года" следующие изменения:
Стратегию государственной национальной политики в Магаданской области на период до 2025 года, утвержденную указанным постановлением, изложить в редакции, согласно приложению к настоящему постановлению;
в пункте 2 слова "департамент внутренней и информационной политики аппарата губернатора Магаданской области" заменить словами "министерство внутренней, информационной и молодежной политики Магаданской области";
пункт 5 признать утратившим силу.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и распространяет свое действие на регулируемые правоотношения, возникшие с 1 марта 2020 года.
Губернатор
Магаданской области
С.К.НОСОВ
"СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
1. Стратегия государственной национальной политики в Магаданской области на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 (далее - Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года) и представляет собой систематизированную совокупность принципов, целей, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики в Магаданской области в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений. Утверждена в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, гармонизации общественных и государственных интересов, а также в целях координации деятельности органов государственной власти Магаданской области, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики в Магаданской области.
Основными вопросами государственной национальной политики в Магаданской области, требующими особого внимания органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являются сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Магаданской, укрепление их духовной общности, а также обеспечение прав национальных меньшинств.
Государственная национальная политика в Магаданской области нуждается в актуальных концептуальных подходах с учетом имеющихся региональных особенностей, необходимости решения вновь возникающих проблем, реального состояния и перспектив развития национальных отношений.
2. В настоящей Стратегии учтены негативные факторы, оказывающие влияние на развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений в Магаданской области:
- недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики, включая профилактику экстремизма, терроризма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов;
- недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического и социального развития Магаданской области, интересы работодателей и населения Магаданской области в целом;
- социальное и имущественное неравенство населения, сложности в обеспечении равных возможностей для социального продвижения и доступа к важнейшим общественным благам, региональная экономическая дифференциация.
Реализация Стратегии должна способствовать выработке единых подходов к решению проблем государственной национальной политики в Магаданской области органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также институтами гражданского общества.
Положения Стратегии реализуются в комплексе с целями, задачами, принципами, основными направлениями и механизмами реализации государственной национальной политики Российской Федерации, определенными Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
3. Основные понятия Стратегии:
а) государственная национальная политика Магаданской области - система стратегических приоритетов и мер, реализуемых государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и направленных на укрепление межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, недопущение дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
б) межнациональные (межэтнические) отношения - взаимодействие людей (групп людей) разных национальностей (разной этнической принадлежности) в различных сферах трудовой, культурной и общественно-политической жизни Магаданской области, оказывающих влияние на этнокультурное и языковое многообразие региона и гражданское единство;
в) национально-культурные потребности (этнокультурные потребности) - потребности людей (групп людей) в самоидентификации, сохранении и развитии своих культуры и языка;
г) народы, национальности, этнические общности в Магаданской области - национальный и этнический состав населения региона, образующий этнические общности людей, свободно определяющих свою национальную и культурную принадлежность;
д) этнокультурное и языковое многообразие Магаданской области - совокупность всех этнических культур и языков народов региона.
4. Приоритеты государственной национальной политики Магаданской области:
а) укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности российской нации;
б) сохранение этнокультурного и языкового многообразия Магаданской области;
в) сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
г) гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
д) создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Магаданской области;
е) соблюдение прав коренных малочисленных народов Магаданской области;
ж) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией и добровольному переселению в Магаданскую область.
На современном этапе Магаданская область является одним из стабильных и гармоничных в своем этнополитическом развитии регионов Российской Федерации, что создает благоприятные условия для конструктивного взаимодействия между обществом и властью.
Особенностью Магаданской области являются полиэтничность и поликонфессиональность населения региона, развитие которого характеризуется тесным этнокультурным взаимопроникновением традиций народов, проживающих в Магаданской области.
Магаданская область является регионом, на территории которого исторически сложились или мигрировали до начала промышленного освоения (1930 год) этносы, отнесенные законодательством Российской Федерации к коренным малочисленным народам Российской Федерации. В настоящее время регион населяют представители более 10 этносов, относящихся к коренным малочисленным народам Севера.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в Магаданской области проживают представители 105 национальностей. Относительно общей численности населения 84,1 % составляют русские, 6,5% - украинцы, 2,95% - коренные малочисленные народы Севера, включенные в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации по Магаданской области: эвены - 2635 человек, коряки - 900 человек, ительмены - 613 человек и камчадалы - 280 человек, юкагиры - 71 человек.
Государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера традиционно уделяется особое внимание. Приняты соответствующие областные законы, нормативные правовые акты губернатора и Правительства Магаданской области, в числе которых государственная программа Магаданской области "Социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Магаданской области". Реализуется соглашение о сотрудничестве между Правительством Магаданской области и Магаданской областной общественной ассоциацией коренных малочисленных народов и этнических групп Севера.
На территории Магаданской области зарегистрировано 13 национально-культурных объединений, 8 казачьих обществ, 42 родовые общины коренных малочисленных народов Севера. При Правительстве Магаданской области созданы областной общественный совет по национально-культурным вопросам этнических общностей и групп; совет при губернаторе Магаданской области по содействию развитию гражданского общества и правам человека в Магаданской области; На территории области действует Закон Магаданской области от 25 октября 2012 г N 1534-ОЗ "О развитии казачества в Магаданской области"; принята и реализуется государственная программа Магаданской области "Содействие развитию институтов гражданского общества, укреплению единства российской нации и гармонизации межнациональных отношений в Магаданской области"; утверждены План мероприятий по реализации в Магаданской области в 2019-2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и План мероприятий по реализации в 2018-2020 годах Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года на территории Магаданской области.
Одним из важнейших направлений государственной национальной политики является сфера взаимодействия с религиозными объединениями.
В регионе осуществляет свою деятельность комиссия по вопросам религиозных объединений при губернаторе Магаданской области. По состоянию на 1 января 2020 года в Магаданской области зарегистрировано 44 религиозных организации и объединения. Деятельность большинства из них направлена на сохранение социальной стабильности, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, развитие толерантности и укрепление гражданского мира и межконфессионального согласия в обществе.
Интенсивное развитие территории обуславливает рост миграционных потоков из стран СНГ и дальнего зарубежья. Для их оптимизации и регулирования при Правительстве региона сформированы межведомственные комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Магаданской области; по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Магаданскую область.
На территории региона ежегодно проводится социологическое исследование по изучению мнения населения о состоянии межнациональных и межконфессиональных отношений.
Результаты социологического опроса, проведенного по заказу Правительства Магаданской области в IV квартале 2019 года в муниципальных образованиях Магаданской области, свидетельствуют о достаточно высоком уровне этнокультурной толерантности, стабильности межконфессиональных отношений, низкой вероятности возникновения в регионе конфликтов на национально-религиозной почве и спокойных межнациональных отношениях; 89,1 % респондентов оценивают межнациональные отношения в регионе как бесконфликтные и доброжелательные. Только 6.8 % опрошенных считают состояние данных отношений в Магаданской области напряженным и конфликтным и 1.2 % считают, что отношения между людьми разных национальностей взрывоопасные, способные перейти в открытые столкновения.
Религиозная толерантность жителей Магаданской области находится на высоком уровне. Как нормальные, бесконфликтные межрелигиозные отношения оценивают 68,2 % респондентов. Около четверти опрошенных (22,8 %) уверены, что характер межрелигиозных отношений в их населенном пункте - доброжелательный. Характеризуют межрелигиозные отношения, как напряженные, конфликтные 4 % респондентов. И менее 1 % опрошенных говорят, что отношения между людьми различных вероисповеданий взрывоопасные, способные перейти в открытые столкновения. Значимо, что по результатам опроса подавляющее большинство респондентов утверждают, что за последний год им не доводилось лично наблюдать ссоры, перебранки, стычки, конфликты в связи с межнациональной неприязнью, либо участвовать в них - 86,1 %.
В большинстве случае (86,8 %) респонденты утверждают, что лично не испытывают неприязнь по отношению к представителям какой-либо национальности.
Уровень этнокультурной и религиозной толерантности среди респондентов высокий. Чаще всего респонденты не испытывают неприязни по отношению к представителям какой-либо национальности.
Вероятность проведения террористических актов в месте проживания респондентов оценивается, как низкая или совсем отсутствует.