2.1. Условия и характеристики вариантов социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период.
Прогноз социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период до 2030 года разработан в двух вариантах с учетом прогноза социально-экономического развития Тюменской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, одобренного на заседании Президиума Правительства Тюменской области 21.10.2019.
При формировании вариантов прогноза также учтены тенденции социально-экономического развития области, прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный (одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 19.09.2019, протокол N 31, часть I) и долгосрочный (утвержден Правительством Российской Федерации 22.11.2018, протокол N 34, раздел II, пункт 2) периоды.
Варианты сформированы в зависимости от сочетания внутренних и внешних условий, факторов и ограничений экономического роста Тюменской области, а также с учетом национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204, макроэкономических параметров социально-экономического развития Тюменской области, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года (распоряжение Правительства Тюменской области от 25.05.2009 N 652-рп).
Тенденции развития национальной экономики и внешнеэкономические условия определяют параметры внешней среды для развития Тюменской области.
Внутренние факторы связаны с особенностями экономического развития области и спецификой стоящих перед ней целей и задач.
При формировании вариантов прогноза учтены тенденции, взаимосвязи между показателями социально-экономического развития области, в том числе демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом возможности ухудшения внешнеэкономических условий.
Базовый вариант долгосрочного прогноза характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативного изменения внешних условий.
Ключевое отличие консервативного вариант прогноза от базового - это предпосылка о более негативном развитии внешнеэкономической ситуации.
В базовый вариант прогноза заложена успешная реализация мер экономической политики, направленных на достижение национальных целей развития и других приоритетов, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204. Эти меры, реализуемые как в рамках управленческого механизма национальных проектов, так и за его пределами, должны обеспечить повышение инвестиционной активности и рост доходов населения.
Все варианты прогноза предполагают рост численности населения области как за счет естественного, так и за счет миграционного прироста (в том числе за счет внутрирегиональной миграции). Среднегодовая численность населения области в 2030 году по консервативному варианту составит 1 683 тыс. человек, по базовому варианту - 1 749 тыс. человек.
Развитие научно-инновационной сферы Тюменской области на период до 2030 года будет направлено на решение приоритетных задач, установленных Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р: повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний; формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок; развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций.
Одним из важнейших факторов развития экономики в долгосрочной перспективе должны стать комплексные меры по повышению производительности труда. Это будет способствовать росту конкурентоспособности производств и увеличению результатов их деятельности. Ожидается, что производительность труда по области в 2030 году вырастет по консервативному варианту в 1,4 раза и по базовому варианту - в 1,5 раза к уровню 2015 года.
Особое внимание будет уделено состоянию окружающей среды и природных ресурсов. В долгосрочном периоде будут продолжены мероприятия по строительству и модернизации канализационных очистных систем и гидротехнических сооружений; расчистке водных объектов, установлению водоохранных зон; проведению работ по берегоукреплению, защите территорий от подтопления; ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, рекультивации загрязненных земель; сбору и переработке биологических отходов агропромышленного комплекса; ликвидации бесхозяйных аварийных скважин, развитию и эксплуатации инфраструктуры по организации сбора, транспортировки и сортировки твердых коммунальных отходов.