Действующий

Об утверждении бюджетного прогноза Республики Башкортостан на период до 2036 года и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Башкортостан (с изменениями на 16 февраля 2024 года)



1. ТЕКУЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.02.2024 N 32)


Подходы к формированию Бюджетного прогноза во многом обусловлены итогами реализации бюджетной политики республики за предыдущие годы (таблица 1).



Таблица 1

Показатели исполнения консолидированного бюджета Республики Башкортостан (проценты к валовому региональному продукту Республики Башкортостан)


Наименование показателя

Годы

2017 (отчет)

2018 (отчет)

2019 (отчет)

2020 (отчет)

2021 (отчет)

2022 (отчет)

2023 (отчет)

Консолидированный бюджет Республики Башкортостан

Доходы - всего, в том числе:

13,5

13,8

13,3

15,3

14,1

14,2

14,6

налоговые и неналоговые доходы

11,1

11,5

10,4

9,6

9,8

9,9

11,1

безвозмездные поступления

2,4

2,3

2,9

5,7

4,3

4,3

3,5

Расходы

12,7

12,4

14,2

17,5

14,6

15,4

15,4

Дефицит (-)/Профицит (+)

0,8

1,4

-0,9

-2,2

-0,5

-1,2

-0,8

Бюджет Республики Башкортостан

Доходы - всего, в том числе:

11,3

11,6

11,0

12,8

11,9

12,0

12,2

налоговые и неналоговые доходы

8,9

9,3

8,1

7,2

7,6

8,0

8,7

безвозмездные поступления

2,4

2,3

2,9

5,6

4,3

4,3

3,5

Расходы

10,5

10,3

11,9

15,1

12,4

13,2

13,0

Дефицит (-)/Профицит (+)

0,8

1,3

-0,9

-2,3

-0,5

-0,9

-0,8

Консолидированные бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов Республики Башкортостан

Доходы - всего, в том числе:

6,2

5,9

6,6

7,1

6,3

6,9

6,9

налоговые и неналоговые доходы

2,2

2,1

2,3

2,5

2,2

2,2

2,4

безвозмездные поступления

3,9

3,8

4,3

4,6

4,1

4,7

4,5

Расходы

6,2

5,8

6,6

7,0

6,3

6,9

6,9

Дефицит (-)/Профицит (+)

0,1

0,1


Показатели исполнения консолидированного бюджета Республики Башкортостан, бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов Республики Башкортостан за анализируемый период отражают:


1) достижение плановых значений показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан, утвержденных распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2016 года N 272-р;


2) укрепление экономического взаимодействия с федеральным центром в сфере межбюджетных отношений, наращивание объемов финансовой поддержки из федерального бюджета, ориентированной на достижение национальных целей развития. Кроме того, республика получила дополнительную финансовую помощь, связанную с расходами по профилактике и устранению последствий коронавирусной инфекции, по минимизации влияния геополитической и экономической ситуации, что позволило частично компенсировать снижение собственных доходов, исполнить принятые обязательства и направить необходимые средства в здравоохранение, сохранить объемы финансирования и темпы реализации национальных проектов;


3) сдержанную политику в области бюджетных расходов, базирующуюся на оптимизации расходных обязательств республики, их приоритизации на значимых направлениях социально-экономического развития региона, повышении эффективности и результативности бюджетных расходов, в том числе с использованием механизма государственных программ Республики Башкортостан. Итоги исполнения консолидированного бюджета Республики Башкортостан за анализируемый период позволили обеспечить выполнение всех первоочередных расходных обязательств, своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, а также финансирование социально значимых расходов в полном объеме;


4) обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетов: консолидированный бюджет Республики Башкортостан и бюджет Республики Башкортостан по итогам 2017 и 2018 годов исполнены с профицитом, в последующих годах - с дефицитом, который обеспечен источниками финансирования в полном объеме;


5) снижение процентных расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан в 2018 - 2020 годах с последующим ростом в 2021 - 2023 годах, а также снижение государственного и муниципального долга в 2017 - 2019 годах с последующим ростом в 2020 - 2023 годах.


Достижению положительных результатов способствовали как рост налоговой базы, реализация системных мер по наращиванию доходного потенциала, так и проводимая на федеральном уровне политика бюджетной консолидации, направленная на оздоровление государственных финансов, повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов, ограничение государственного долга.


В рамках проводимой в республике работы по наращиванию темпов роста поступлений доходов в бюджет Республики Башкортостан реализуется комплексный план мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 5 августа 2022 года N 926-р. Регулярно проводятся совещания межведомственной комиссии по вопросам увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан, на которых рассматриваются вопросы улучшения качества администрирования доходов, повышения эффективности реализации доходных полномочий, разработки предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации.


Проводятся рабочие совещания по вопросу применения с 2023 года особого порядка уплаты налогов в форме единого налогового платежа, ведется работа по совершенствованию информационного обмена между налоговыми и финансовыми органами Республики Башкортостан в условиях внедрения института единого налогового счета.


С 2019 года в республике проводятся мероприятия, направленные на популяризацию концепции ответственного налогоплательщика Республики Башкортостан среди организаций и индивидуальных предпринимателей.