Экологический потенциал лесов заключается в возможности лесных экосистем функционировать в условиях антропогенной нагрузки без возникновения процессов дигрессии (в том числе необратимой). Определение экологического потенциала лесов является необходимой предпосылкой экономической оценки земель и других лесохозяйственных расчетов. Характеристика экологического потенциала заключается в оценке природоохранных факторов на фоне решения социально-экономических вопросов.
Экологическая функциональность лесов Республики определяется как их глобальной биосферной ролью, которая зависит от общей интенсивности фотосинтеза и соответствующего влияния на газовый состав атмосферы, так и важнейшим региональным значением для водного баланса территории, качества водных ресурсов и качества жизни населения.
Оценка экологического потенциала, потенциала средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов приведена в приложении 20.
Оценка углеродного баланса выполнена по данным государственного лесного реестра (формы N 1-ГЛР, N 2-ГЛР на 01.01.2018). При оценке углеродного баланса за основу были взяты Методические указания по количественному определению объема поглощения парниковых газов, утвержденные распоряжением Минприроды России от 30.06.2017 N 20-р.
Данные по динамике углеродного баланса на предстоящий период свидетельствуют об увеличении поглощения углерода лесной системой. Нетто-поглощение углерода в 2017 году составляло 195,6 тыс. тонн C год - 1, а в 2028 году составит 214,8 тыс. тонн C год - 1, что объясняется увеличением покрытых лесом площадей и общего запаса насаждений в результате текущего прироста насаждений и неполным использовании расчетной лесосеки.
Анализируя данные по потерям углерода управляемыми лесами можно отметить снижение деструктивного влияния сплошных рубок на уменьшение содержания углерода в лесной системе.
Прогнозные данные на 2028 год по бюджету углерода определены исходя из предполагаемой динамики лесного фонда, размера использования величины текущего прироста при рубках леса, предполагаемых объемов сплошных рубок и площадей деструктивных лесных пожаров.
Бюджет углерода по всем пулам по сравнению с 2017 годом увеличится на 6,9% и составит 253,1 тыс. тонн C год - 1.
Водоохранная роль лесов выражается в общем влиянии на водный баланс через транспирацию и физическое испарение с крон и предотвращении поверхностного стока, от которого зависит водный режим почв и качество воды в озерах и реках Республики Крым.
Леса, функции которых непосредственно ориентированы на охрану водных объектов, - леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водоохранных зон, имеют площадь 10 тыс. га.
Защитная роль лесов для берегов водных объектов может быть выражена в площади лесов, для которых она является основной целевой функцией. К таким лесам в Республике относятся леса, расположенные в водоохранных зонах, общей площадью 3,6 тыс. га.
Защитная роль лесов для путей транспорта, оцениваемая по тому же принципу - через площадь соответствующей категории защитных лесов, которая составляет 1,4 тыс. га.
Санитарно-гигиенические функции лесов Республики Крым в наиболее значимом объеме реализуются лесами на территориях с наибольшей концентрацией населения, т.е. вокруг городов. Вместе с тем кислородопродуцирующая функция лесов оценена для всей покрытой лесом площади Республики.
Расчет выполнен на основе Таблиц и моделей хода роста и продуктивности насаждений основных лесообразующих пород Северной Евразии (М, 2008), одобренных Рослесхозом (протокол N 2 от 08.06.2006), данных государственного лесного реестра на 01.01.2018 и информации о выходе отдельных показателей санитарно-гигиенической функции в зависимости от древесной породы.