Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить изменения, вносимые в Стратегию социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года, утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 24.12.2019 N 618, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости", на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на "Официальном интернет-портале правовой информации".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области А.В.Зайцева.
Председатель Правительства
Сахалинской области
А.В.Белик
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В СТРАТЕГИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА, УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.12.2019 N 618 (ДАЛЕЕ - СТРАТЕГИЯ)
1. Подраздел 4.4 "Развитие электроэнергетики" раздела 4 "Направления экономического развития Сахалинской области" Стратегии изложить в следующей редакции:
"4.4. Развитие электроэнергетики
4.4.1. Состояние и перспективы развития сферы, в т.ч. риски и возможности, ограничения, вызовы угрозы
4.4.1.1. Основные генерирующие мощности Сахалинской области
Особенностью электроэнергетики Сахалинской области является ее технологическая изолированность от Единой энергетической системы России. В условиях географической изолированности островного региона электроэнергетика играет важнейшую роль в обеспечении жизнедеятельности граждан и устойчивого социально-экономического развития региона.
Энергетическая система Сахалинской области разделена на отдельные технологически несвязанные энергорайоны и энергоузлы, а именно:
- "Центральный энергорайон" обеспечивает электроснабжением южную и центральную части Сахалинской области. 15 из 18 муниципальных образований области обслуживаются данным сегментом энергосистемы;
- "Северный энергорайон" обеспечивает электроснабжением территорию муниципального образования городской округ "Охинский" Сахалинской области;
- Децентрализованные (изолированные) энергорайоны на территории Курильских островов и отдаленных населенных пунктов ряда муниципальных образований Сахалинской области.
Основные объемы электрической энергии в регионе производятся тепловыми и дизельными электростанциями (рисунок 74*).
________________
* Рисунок 74 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Основными генерирующими мощностями о. Сахалин в "Центральном энергорайоне" являются "Южно-Сахалинская ТЭЦ-1" и "Сахалинская ГРЭС 2", входящие в состав ПАО "Сахалинэнерго", доля выработки которых от общего объема электроэнергии составляет 80%. АО "Ногликская газовая электрическая станция" расположено в "Центральном энергорайоне" в северной части о. Сахалин, доля выработки составляет 7,6%, в "Северном энергорайоне" АО "Охинская ТЭЦ" с долей выработки 7,51%. Остальная доля электроэнергии генерируется дизельными электростанциями, расположенными на Курильских островах и дизель-электростанциями в децентрализованных населенных пунктах о. Сахалин (рисунок 75*).
________________
* Рисуно 75 к не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
4.4.1.2. Центральный энергорайон
ПАО "Сахалинэнерго" является крупнейшим производителем электрической энергии в Сахалинской области. 58% акций компании принадлежат ПАО "РусГидро".
В состав ПАО "Сахалинэнерго" входят следующие объекты генерации:
- Обособленное подразделение "Южно-Сахалинская ТЭЦ-1" установленной мощностью 455,26 МВт. Основным топливом для электростанции является природный газ, резервным топливом - уголь. "Южно-Сахалинская ТЭЦ-1" является основным поставщиком тепловой энергии для г. Южно-Сахалинска;
- Обособленное подразделение "Сахалинская ГРЭС-2" установленной мощностью 120,0 МВт, основным топливом для электростанции является уголь.
В передаче электроэнергии, вырабатываемой ПАО "Сахалинэнерго", принимают участие электросетевые подразделения энергоснабжающих организаций: МУП "Электросервис", МУП "Поронайская коммунальная компания-1", МУП "Горэлектросеть", МУП "Невельские районные электрические сети", МУП "Районные электрические сети", МУП "Жилищно-коммунальная служба", структурное подразделение Дальневосточная дирекция по энергообеспечению Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД", ОАО "Оборонэнерго" филиал "Дальневосточный", АО "Аэропорт Южно-Сахалинск". Энергосбытовую функцию в зоне ответственности выполняют ПАО "ДЭК", "Сахалинэнергосбыт" - обособленное подразделение ПАО "Сахалинэнерго".
АО "НГЭС" является гарантирующим поставщиком и основным предприятием, обеспечивающим выработку и сбыт электроэнергии для нужд населенных пунктов на территории МО "Городской округ Ногликский". 66% акций компании принадлежат Правительству Сахалинской области и 23% в совокупности - ПАО "РусГидро" и ПАО "Сахалинэнерго". Установленная мощность АО "НГЭС" составляет 48,0 МВт. Основным видом топлива для электростанции является природный газ. В транспортировке электроэнергии, вырабатываемой АО "НГЭС", участвуют электросетевые подразделения энергоснабжающих предприятий: ПАО "Сахалинэнерго", ООО "РН-Сахалинморнефтегаз" и МУП "Водоканал". Энергосбытовую функцию в зоне ответственности АО "НГЭС" выполняет "Энергосбыт" АО "НГЭС". Также к источникам электроэнергии на территории Центрального энергорайона относятся блок-станции бывших цементно-бетонных заводов - ЗАО "Тепло" (г. Томари), установленная мощность - 6,5 МВт и ОАО "ТЭК" (г. Холмск), установленная мощность - 5,0 МВт, вырабатывающие электроэнергию только в отопительный период турбинами противодавления. Данная электроэнергия потребляется на собственные нужды самих блок-станций, излишки электроэнергии отпускаются в электрическую сеть ПАО "Сахалинэнерго" в соответствии с установленным режимом.
4.4.1.3. Северный энергорайон
Основным производителем электрической энергии в "Северном энергорайоне" является АО "Охинская ТЭЦ" установленной мощностью 99 МВт, являющееся гарантирующим поставщиком электрической энергии и обеспечивающее выработку и сбыт электроэнергии для потребителей МО городской округ "Охинский". Основным видом топлива для электростанции является природный газ. В передаче электрической энергии, вырабатываемой АО "Охинская ТЭЦ", участвуют электросетевые подразделения энергоснабжающих предприятий: ООО "РН-Сахалинморнефтегаз", ООО "Охинские электрические сети". Основным видом деятельности ООО "Охинские электрические сети" является оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям 6 - 35 кВ. Энергосбытовую функцию выполняет "Энергосбыт" АО "Охинская ТЭЦ".
4.4.1.4. Децентрализованные энергорайоны (энергоузлы)
В отдаленных населенных пунктах Сахалинской области размещены одиннадцать дизельных электростанций (ДЭС), две ветродизельные электростанции (о. Сахалин, с. Новиково и о. Кунашир), две гидроэлектростанции (о. Парамушир) и одна газовая (о. Сахалин, с. Ныш). Указанные ДЭС находятся в муниципальной и частной собственности и снабжают электроэнергией население через присоединенные электрические сети напряжением 0,4 - 35 кВ. Станции работают изолированно от основной энергосистемы региона. Суммарная установленная мощность децентрализованных источников - 45,2 МВт. Относительно крупными энергоузлами являются: "Северо-Курильский энергоузел" (о. Парамушир), "Курильский энергоузел" (о. Итуруп), "Южно-Курильский энергоузел" (о. Кунашир) и "Энергоузел "Сфера" (г. Южно-Сахалинск) (таблица 28).
Таблица 28 - Крупные децентрализованные энергорайоны (энергоузлы).
N | Энергорайон | Территория обслуживания | Генерирующие мощности | Поставка электроэнергии | Комментарии |
1. | Северо-Курильский | г. Северо-Курильск на о. Парамушир | ДЭС г. Северо-Курильска, Мини ГЭС-1 и Мини ГЭС-2, связанные между собой ЛЭП-6 кВ | МП "Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа" | Отсутствуют |
2. | Курильский | г. Курильск, с. Китовый, с. Рейдово, с. Рыбаки на о. Итуруп | ДЭС с. Китовое, и ДЭС с. Рейдово, связанные между собой ЛЭП 6 - 35 кВ | ООО "ДальЭнергоИнвест" | Ранее ДЭС с. Китовое и ДЭС с. Рейдово работали независимо друг от друга. До 2014 года в эксплуатации находилась "Океанская ГеоТЭС", после череды аварий в ноябре 2015 года "Океанская ГеоТЭС" была законсервирована |
3. | Южно-Курильский | пгт. Южно-Курильск, с. Отрада и с. Менделеево на о. Кунашир | ДЭС "Южно-Курильская" и "Менделеевская ГеоТЭС", связанных между собой ЛЭП 6 - 35 кВ | ЗАО "Энергия Южно-Курильская" | По данным ЗАО "Энергия Южно-Курильская" ожидаемый рост нагрузки Южно-Курильской ДЭС составит порядка 2,85 МВт. Общая мощность нагрузки на ДЭС в зимний период составит 5,7 МВт. Сегодня потребность населенного пункта в электроэнергии поддерживается физически изношенным оборудованием двух дизельных электростанций энергокомплекса ДЭС "Южно-Курильская". Дальнейшая эксплуатация ДЭС без капитальных ремонтов, реконструкции инженерных сооружений, замены изношенного вспомогательного оборудования будет сопровождаться высокой аварийностью и ограничениями в подаче электроэнергии потребителям |
4. | "Сфера" | г. Южно-Сахалинск | Мини ТЭЦ "Сфера" и Мини ТЭЦ "Сфера-2", в составе генерирующего оборудования которых имеются газопоршневые и дизельные установки | ООО "СахГЭК" | Отсутствуют |
4.4.1.5. Потребление электроэнергии в Сахалинской области
За 2018 год в Сахалинской области произведено без учета нефтегазовых проектов 2784,99 млн. кВт ч электроэнергии. 100% энергии было потреблено внутри региона. Область не импортировала и не экспортировала электроэнергию за пределы региона внутри России и в другие страны. 53% электроэнергии было потреблено предприятиями добывающей и обрабатывающей промышленности. Предприятиями сельского, лесного и рыбного хозяйств использовано чуть менее 2% электрической энергии области, почти 16% энергии использовано населением региона. Общие потери в электросетях составили 14,05% (рисунок 76*).
________________
* Рисунок 76 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
4.4.1.6. Тарифы и цены на электроэнергию
Цена за 1 кВт ч электрической энергии в Сахалинской области незначительно выше среднероссийской цены на электроэнергию. При сопоставлении цен в пределах Дальневосточного федерального округа видно, что тариф в Сахалинской области выше, чем в Забайкальском и Приморском краях, Амурской и Еврейской автономной области, и существенно ниже, чем в Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Камчатском крае и Чукотском автономном округе (рисунок 77*).
________________
* Рисунок 77 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Следует отметить, что в Сахалинской области проблема расстояний и транспортной доступности не стоит столь остро, как в некоторых районах континентальной части (ДФО), что также влияет на умеренные значения экономически обоснованных тарифов.
За последние 5 лет наблюдается постепенный рост стоимости электроэнергии для населения региона. За рассматриваемый период рост цен составил 20% (с 3,51 до 4,24 руб./кВт ч) (рисунок 78*).
________________
* Рисунок 78 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Правительство Сахалинской области с учетом принятых решений на федеральном уровне оказывает меры поддержки путем субсидирования производителей электроэнергии на компенсацию разницы тарифа. Под эти цели выделяется 1,5 - 2 млрд. рублей в год. Снижение тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей производится за счет средств бюджета Сахалинской области в соответствии с Законом Сахалинской области от 18 июня 2013 года N 53-ЗО "Об установлении потребителей (групп потребителей), имеющих право на льготные тарифы на электрическую энергию, основания для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций и энергосбытовых организаций" и постановлением Правительства Сахалинской области от 28 декабря 2018 года N 667 "О снижении тарифов".
Экономически обоснованный тариф для населения в среднем по Сахалинской области в первом полугодии 2019 года составляет 7,61 руб./кВт ч (с НДС), во втором полугодии 2019 года - 7,80 руб./кВт ч (с НДС). Одноставочный тариф на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, установленный на первое полугодие 2019 года, составляет 54,52% от среднего экономически обоснованного тарифа, на второе полугодие - 54,33%.
В соответствии с поручением Президента России В.В.Путина от 24.09.2015 N Пр-1936 введен механизм выравнивания тарифов на электрическую энергию для потребителей Дальнего Востока (за исключением населения) до среднероссийского уровня на трехлетний период 2017 - 2019 гг. Данное решение было принято в целях создания благоприятных условий для развития, повышения финансовой устойчивости предприятий, повышения инвестиционной привлекательности всего Дальневосточного региона.
В 2017 году среднегодовой тариф для юридических лиц составил 4 руб./кВт ч со снижением ко второму полугодию 2016 года на уровне напряжения 35 кВ и выше на 16%, на уровне напряжения до 35 кВ на 34% (рисунок 79*).
________________
* Рисунок 79 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
В 2018 году среднегодовой тариф для юридических лиц составил 4,16 руб./кВт ч с ростом к 2018 году на 4% и в 2019 году - 4,69 руб./кВт ч с ростом 12,7%.
4.4.1.7. Вводы новых энергетических мощностей в 2017 и 2018 годах
В 2017 году завершилось строительство следующих энергобъектов:
- ПС "Оха" 35/6 кВ трансформаторной мощностью - 2 x 16,0 МВ-А (МО городской округ "Охинский"). Ввод ПС позволил создать резерв мощности и повысить надежность электроснабжения потребителей г. Оха;