1. Рынок услуг дошкольного образования
Исходная фактическая информация, характеризующая ситуацию: по состоянию на 1 января 2024 г. на территории республики функционировало 204 организации, реализующие программы дошкольного образования, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми, которые посещают 27804 ребенка, в том числе: 127 дошкольных образовательных организаций, из которых 126 муниципальных и 1 частная, 80 общеобразовательных организаций, осуществляющих присмотр и уход за детьми.
Конкурентная среда характеризуется доминированием муниципальных организаций.
В республике ведется планомерная работа по развитию и повышению доступности системы дошкольного образования. В целом по Республике Мордовия по состоянию на 1 января 2024 г. показатель доступности дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 100% (справочно: ПФО - 99,21%, РФ - 98,09%), для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет - 100% (справочно: ПФО - 99,21%, РФ - 98,09%).
Услуги индивидуальных предпринимателей востребованы как альтернативная форма развивающего направления по присмотру и уходу до получения дошкольного образования, до зачисления ребенка в муниципальную дошкольную образовательную организацию. В республике работают 14 центров раннего развития ребенка, организованных индивидуальными предпринимателями, которые посещают более 3,9 тысяч детей в возрасте от 8 месяцев до 7 лет. В ЧДОУ "Детский сад "Непоседы" г.о. Саранск открыты 4 группы общеразвивающей направленности на 40 дополнительных мест.
Приоритетными направлениями дальнейшего развития конкуренции на рынке услуг дошкольного образования являются: обеспечение сохранения 100-процентной доступности дошкольного образования; развитие вариативных форм предоставления услуг дошкольного образования с целью удовлетворения разнообразных запросов граждан (групп дошкольного образования, присмотра и ухода для детей в возрасте до трех лет).
В целях развития дошкольного образования, в том числе конкурентной среды и поддержки некоммерческих организаций в сфере образования, развития и повышения эффективности их деятельности в Республике Мордовия утверждены и реализуются:
Государственная программа Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия", утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2023 г. N 780;
Порядок определения объема и условий предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий частным дошкольным образовательным организациям и частным общеобразовательным организациям на финансовое Обеспечение "получения детьми дошкольного образования, утвержденный постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 апреля 2014 г. N 156 (с изменениями и дополнениями);
Порядок предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия гранта в форме субсидии на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми в Республике Мордовия, утвержденный постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 мая 2020 г. N 281;
приказ Министра финансов Республики Мордовия от 8 ноября 2017 г. N 127 "Об утверждении типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением" (с изменениями и дополнениями);
приказ Министра образования Республики Мордовия от 13 марта 2020 г. N 272 "Об утверждении Положения о комиссии по определению соблюдения условий предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий частным дошкольным образовательным организациям на финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования и определения объема предоставляемых субсидий" (с изменениями и дополнениями).
Проблемы:
неразвитость негосударственных образовательных организаций;
высокая затратность и длительная окупаемость процесса создания дошкольной образовательной организации;