Действующий

Об утверждении Программы деятельности Правительства Республики Башкортостан на срок своих полномочий до 2024 года (с изменениями на 25 сентября 2024 года)



4.1. Новая экономика и инновации


С 2010 года по объему валового регионального продукта (далее - ВРП) Республика Башкортостан стабильно входит в первую десятку регионов Российской Федерации и занимает 2 место в Приволжском федеральном округе.


В целом с 2010 по 2017 годы ВРП увеличился на 23,2% (при среднероссийском приросте в 15,4%) - с 760 млрд. рублей до 1,4 трлн. рублей. По оценке Министерства экономического развития Республики Башкортостан, по итогам 2018 года ВРП составил 1,45 трлн. рублей.


В структуре ВРП Республики Башкортостан наибольшую долю занимает промышленное производство - 35,6%, торговля - 15,5%, транспорт - 7,7%, строительство - 7,2%, сельское хозяйство - 7,0%. Суммарная доля остальных видов экономической деятельности составляет 27,0%, из которых на социально-общественные сектора (здравоохранение, образование, государственное управление и др.) приходится 23,5%, операции с недвижимым имуществом - 3,3%, финансовую деятельность - 0,2%.


В последние годы наблюдается устойчивая отрицательная динамика инновационной активности организаций как в Республике Башкортостан, так и Российской Федерации в целом. Среди субъектов Российской Федерации Республика Башкортостан по доле организаций, осуществлявших технологические инновации, переместилась с 20 места в 2010 году (10,0%) на 43 место в 2017 году (5,9%); по доле инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме промышленной отгрузки - с 26 места в 2010 году (5,5%) на 27 место в 2018 году (6,7%).


Важным фактором, влияющим на формирование конкурентных преимуществ экономики республики, является эффективная реализация научно-технического потенциала. В целях развития инновационной и промышленной инфраструктуры созданы кластеры малотоннажной нефтехимии, нефтегазового инжиниринга, радиоэлектроники, территориальный нефтехимический, геофизический и биотехнологический кластеры. В целях повышения результативности взаимодействия реального сектора экономики, науки и образования ведется работа по созданию научно-образовательных центров.


Нерешенными проблемами развития инновационной сферы являются неэффективная система стимулирования деятельности в области науки, инноваций и промышленных технологий, недостаточный объем финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, низкий спрос на результаты научной и инновационной деятельности со стороны реального сектора экономики, дисбаланс между запатентованными и внедренными разработками, недостаток эффективно работающих механизмов коммерциализации научных разработок. Отмечается высокая дифференциация развития инновационной и информационной инфраструктуры с ее концентрацией преимущественно в крупных городах.


Одной из новых точек качественного роста экономики являются быстрорастущие компании, которые обладают современными технологиями, высоким инновационным и экспортным потенциалом. В Республике Башкортостан насчитывается свыше 150 таких компаний - частных предприятий, существующих на рынке более пяти лет и имеющих среднегодовой темп роста выручки за последние три года не менее 10%.


Деятельность Правительства Республики Башкортостан в указанной сфере будет направлена на формирование новой экономики региона, устойчивой к воздействию глобальных внешних и внутренних вызовов, с увеличением к 2024 году объема ВРП до 2 трлн. рублей; доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции - до 12%.


Ключевые задачи, меры и действия Правительства в указанной сфере деятельности:


повышение доступа системообразующим и быстрорастущим компаниям к финансовым рынкам, обеспечение привлечения в их развитие венчурных инвестиций;


создание эффективных мер поддержки стартапов и быстрорастущих компаний;


создание условий для привлечения 3 стратегических инвесторов с иностранным капиталом, реализующих стратегию мирового лидерства в интеллектуальном производстве, предоставив им максимальную государственную поддержку и преференции;


создание действенных мер государственной поддержки организаций, осуществляющих технологические инновации, в том числе в области цифровых технологий;


реализация 100 инновационных проектов в экономике и социальной сфере, в том числе с применением цифровых технологий;