Действующий

Об утверждении ведомственной целевой программы "Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области" на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (с изменениями на 29 декабря 2020 года)



I. Краткое описание текущей ситуации


1. Автомобильные дороги регионального, межмуниципального и местного значения (далее - автомобильные дороги) обеспечивают внутри- и межрегиональные связи, позволяют осуществлять перевозки грузов и пассажиров за пределы Ярославской области, вследствие чего являются важнейшим элементом социальной и производственной инфраструктуры области. Состояние сети автомобильных дорог оказывает непосредственное влияние на показатели социального и экономического развития региона.


Общая протяженность автомобильных дорог, проходящих по территории Ярославской области, включая улично-дорожную сеть населенных пунктов, по состоянию на 01 января 2020 года составляет 18490,891 км, в том числе федеральные автомобильные дороги, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти (М-8 - "Холмогоры" и "М-8 - "Холмогоры" - подъезд к г. Кострома"), протяженностью 313,897 км, автомобильные дороги регионального значения общей протяженностью 6285,194 км, из них 5849,109 км (93 процента) с твердым покрытием.


В ведении муниципальных образований области находятся автомобильные дороги и улично-дорожная сеть (включая проезды, площади) протяженностью 11891,8 км (64 процента от общей протяженности дорог области), из них 3816,3 км (32 процента) с твердым покрытием.


Протяженность автомобильных дорог регионального значения по типам покрытий:


- с усовершенствованным покрытием - 4933,612 км (78 процентов);


- с переходным типом покрытия - 915,497 км (15 процентов);


- грунтовые - 436,085 км (7 процентов).


(п. 1 в ред. Приказа Департамента дорожного хозяйства Ярославской области от 17.04.2020 N 6)


2. В настоящее время 62,25 процента (3912,633 км) автомобильных дорог регионального значения не соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию. Из 340 мостовых сооружений 120 имеют неудовлетворительное состояние. Аналогичная ситуация складывается с состоянием водопропускных труб, конструкции которых не рассчитаны на возросшие нагрузки.


Стремительно растет доля большегрузных автомобилей в общем транспортном потоке. Грузовые перевозки предъявляют повышенные требования к автомобильным дорогам: качеству покрытия, пропускной способности, а также несущей способности существующих автомобильных дорог, которая не соответствует типам и параметрам современных нагрузок, в результате чего покрытие автомобильных дорог и мостов интенсивно разрушается.


Таким образом, существует тенденция к увеличению доли автомобильных дорог регионального значения, нуждающихся в ремонте. В настоящее время полный износ имеют 2454 км (39 процентов) автомобильных дорог регионального значения, в том числе составляющих опорную сеть области, таких как Сергиев Посад - Калязин - Рыбинск - Череповец, Углич - Ростов, Ярославль - Углич, Тутаев - Шопша, Ростов - Иваново - Нижний Новгород, Ярославль - Тутаев и другие.


(п. 2 в ред. Приказа Департамента дорожного хозяйства Ярославской области от 17.04.2020 N 6)


3. Ненормативное финансирование влечет за собой постоянный недоремонт и увеличивает протяженность изношенных автомобильных дорог. В результате разрушение дорожных конструкций идет прогрессирующими темпами и стоимость их ремонта становится сопоставимой со стоимостью строительства новых дорог.


Сохранность существующих дорог и искусственных сооружений на них во многом зависит и от нормативного круглогодичного содержания, что включает в себя комплекс мероприятий по предупреждению преждевременного разрушения и износа конструктивных элементов автомобильных дорог, а также по сохранению их текущего транспортно-эксплуатационного состояния. Выполнение необходимых нормативов сезонных работ позволяет поддерживать дороги в состоянии, отвечающем нормативным требованиям, стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения. Нормативный объем средств, необходимый для содержания только региональных дорог, составляет 7,5 млрд. рублей в год в ценах 2020 года. В 2010 году уровень затрат, выделяемых на содержание дорог из областного бюджета, составлял 18 процентов от установленного норматива, в 2012 году - 21,7 процента, в 2020 году запланировано 27 процентов от нормативных затрат.